В культуре северных народов статус человека определяется разными предметами. Так, символом достоинства мужчины ханты считают охотничий пояс. А статус женщины можно понять по сумке тутчан, в которой хранятся швейные принадлежности.
Эту небольшую овальную сумку шьют из оленьего меха. Она состоит из двух частей, между которыми для объема вставляют меховую полосу. Горловину дополнительно надставляют замшевой выделанной оленьей кожей, которая называется ровдугой. Этот элемент сумки иногда окрашивают в красноватый цвет, а в редких случаях украшают орнаментом. К боковой стороне изделия пришивают игольницу ромбовидной формы, в нижней части которой предусмотрен чехол для наперстка.
Тутчан декорируют в традиционной технике под названием «меховая мозаика». Из кусочков меха мастерицы составляют различные узоры. Этой работе уделяют не меньше времени, чем изготовлению самой сумки. Северные народы считают, что изделием можно пользоваться только тогда, когда завершен его орнамент.
Центральную часть сумки чаще всего украшают розеткой в виде стилизованного изображения животного или какого-то предмета быта. Иногда мастерицы используют в качестве декора линейно-геометрический орнамент.
Для изготовления узора нужны большие куски темного и светлого меха с коротким ворсом. Чаще всего мастерицы используют для этого шкуры со лба оленя и шкурки телят. Центральную часть сумки обрамляют полосками черной (реже коричневой) кожи, швы прокладывают цветным сукном. Контраст темно-белого мехового орнамента с ярким цветом сукна и гладкой фактурой кожи придает изделию нарядный вид. Полосками кожи украшают боковые соединительные полосы сумки, чередуя их с белым мехом или орнаментальными лентами. Тутчан также богато декорируют подвесками из колечек, цепочек, монет, бус.
В экспозиции музея представлена меховая орнаментированная сумка, которую в 1995 году создала народный мастер России Нина Каксина в селе Казым Белоярского района. Сумка сшита из оленьего и беличьего меха и кожи и украшена орнаментом из меховой мозаики разных оттенков.
Эту небольшую овальную сумку шьют из оленьего меха. Она состоит из двух частей, между которыми для объема вставляют меховую полосу. Горловину дополнительно надставляют замшевой выделанной оленьей кожей, которая называется ровдугой. Этот элемент сумки иногда окрашивают в красноватый цвет, а в редких случаях украшают орнаментом. К боковой стороне изделия пришивают игольницу ромбовидной формы, в нижней части которой предусмотрен чехол для наперстка.
Тутчан декорируют в традиционной технике под названием «меховая мозаика». Из кусочков меха мастерицы составляют различные узоры. Этой работе уделяют не меньше времени, чем изготовлению самой сумки. Северные народы считают, что изделием можно пользоваться только тогда, когда завершен его орнамент.
Центральную часть сумки чаще всего украшают розеткой в виде стилизованного изображения животного или какого-то предмета быта. Иногда мастерицы используют в качестве декора линейно-геометрический орнамент.
Для изготовления узора нужны большие куски темного и светлого меха с коротким ворсом. Чаще всего мастерицы используют для этого шкуры со лба оленя и шкурки телят. Центральную часть сумки обрамляют полосками черной (реже коричневой) кожи, швы прокладывают цветным сукном. Контраст темно-белого мехового орнамента с ярким цветом сукна и гладкой фактурой кожи придает изделию нарядный вид. Полосками кожи украшают боковые соединительные полосы сумки, чередуя их с белым мехом или орнаментальными лентами. Тутчан также богато декорируют подвесками из колечек, цепочек, монет, бус.
В экспозиции музея представлена меховая орнаментированная сумка, которую в 1995 году создала народный мастер России Нина Каксина в селе Казым Белоярского района. Сумка сшита из оленьего и беличьего меха и кожи и украшена орнаментом из меховой мозаики разных оттенков.