Сумку, которая на хантыйском языке называется «тутчан», традиционно и носили, и изготавливали только женщины. В культуре коренных северных народов такие мешочки для хранения швейных и других рукодельных принадлежностей были обязательным аксессуаром любой хозяйки. У каждой женщины было более десяти сумок, в которых она хранила разные предметы.
Традиционно «тутчан» богато украшали: декор такой сумки демонстрировал мастерство хозяйки изделия. Поэтому шить тутчан девочки учились с детства. В таких сумках юные рукодельницы хранили кусочки ткани, меха, иголки и нитки, с помощью которых мастерили кукол и платья для них.
Лицевую и заднюю стороны сумки, как правило, собирали из большого количества отдельных кусочков, простых и орнаментированных. Особым образом декорировали центральную часть: нашивали либо линейно-геометрический орнамент, либо стилизованное изображение животного, например, оленя, или какого-то предмета быта. Поскольку центральная часть сумки была довольно большой, для ее изготовления были необходимы широкие куски темного и светлого меха с коротким ворсом. Чаще всего для этой цели использовали шкуру со лба оленя или теленка.
Контур центральной розетки окаймляли кожей и узорными полосками из меха. Узорную ленту, в свою очередь, обрамляли кантом из цветного сукна. У некоторых мешочков центральный узор занимал почти всю поверхность сумки и отделялся от боковины одной или двумя контрастными полосками меха.
Сумки дополнительно украшали бахромой из выделанной кожи оленя, которая называется ровдугой. На нее нанизывали бусины, прикрепляли цепочки и металлические пластинки, после чего бахрому пришивали к горловине изделия.
Представленная в экспозиции сумка называется «тутчан хир», что переводится как «лесная сумка». Она была предназначена для длительного хранения или перевозки вещей во время перекочевок. В нее складывали разные мелочи для рукоделия, заготовки шитья, а также одежду и даже обувь.
Сумка представляет собой небольшой мешок, сшитый из оленьей кожи. Несколько деталей выполнены из сукна и оленьего меха, а к верхней кромке пришит беличий мех. Тутчан богато украшен меховой мозаикой. Все ее детали сшиты нитями, изготовленными по старинной технологии из оленьих жил.
Традиционно «тутчан» богато украшали: декор такой сумки демонстрировал мастерство хозяйки изделия. Поэтому шить тутчан девочки учились с детства. В таких сумках юные рукодельницы хранили кусочки ткани, меха, иголки и нитки, с помощью которых мастерили кукол и платья для них.
Лицевую и заднюю стороны сумки, как правило, собирали из большого количества отдельных кусочков, простых и орнаментированных. Особым образом декорировали центральную часть: нашивали либо линейно-геометрический орнамент, либо стилизованное изображение животного, например, оленя, или какого-то предмета быта. Поскольку центральная часть сумки была довольно большой, для ее изготовления были необходимы широкие куски темного и светлого меха с коротким ворсом. Чаще всего для этой цели использовали шкуру со лба оленя или теленка.
Контур центральной розетки окаймляли кожей и узорными полосками из меха. Узорную ленту, в свою очередь, обрамляли кантом из цветного сукна. У некоторых мешочков центральный узор занимал почти всю поверхность сумки и отделялся от боковины одной или двумя контрастными полосками меха.
Сумки дополнительно украшали бахромой из выделанной кожи оленя, которая называется ровдугой. На нее нанизывали бусины, прикрепляли цепочки и металлические пластинки, после чего бахрому пришивали к горловине изделия.
Представленная в экспозиции сумка называется «тутчан хир», что переводится как «лесная сумка». Она была предназначена для длительного хранения или перевозки вещей во время перекочевок. В нее складывали разные мелочи для рукоделия, заготовки шитья, а также одежду и даже обувь.
Сумка представляет собой небольшой мешок, сшитый из оленьей кожи. Несколько деталей выполнены из сукна и оленьего меха, а к верхней кромке пришит беличий мех. Тутчан богато украшен меховой мозаикой. Все ее детали сшиты нитями, изготовленными по старинной технологии из оленьих жил.