С древних времен до наших дней лошадь в Якутии — это незаменимый вид транспорта. Помимо этого, высоко ценится мясо и жир животного и кобылье молоко. Национальным напитком народа саха является кумыс. Предметы одежды из конских волос и шкуры защищали древних якутов от мороза, ветра и насекомых.
Как особое, ценное животное, лошадь в Якутии зачастую одевали в богатую сбрую. Она порой представляла собой не просто умело изготовленный атрибут конской амуниции, но шедевр народного искусства.
Главная особенность конского верхового убранства — широкий диапазон предметов. Он включал седла, стремена, уздечки и недоуздки, плетеные подпружные ремни с пряжками, поводья, седельные и боковые покрывала, плети-скребницы, кнуты и наузы.
Как отмечает этнограф-сибиревед, писатель и публицист Вацлав Леопольдович Серошевский, якуты были коневодами с древних времен и вкладывали весь свой творческий опыт и навыки в отделку снаряжения коня. Они вырезали, отливали, ковали, наносили узоры.
Якутское седло, как вьючное, так и верховое, зачастую почти целиком выполнялось из дерева. Вьючное состояло их двух дощечек, которые соединялись на концах небольшими деревянными дугами. Посередине к этим основным доскам крепили крестик, за выступающие «плечи» которого закладывали уши вьюков. Под седло и под тяжести на спину и бока лошади подкладывали толстый потник, то есть материал, который был предназначен для уменьшения дискомфорта животного во время езды.
Верховое седло по конструкции было очень похоже на вьючное. Основание также составляли две параллельные дощечки, которые были слегка выгнуты и наклонены друг к другу под углом. Эта конструкция чем-то напоминала края корыта без дна и боков. На концах они соединялись толстыми и высокими дугами, которые образовывали высокую азиатскую луку, то есть изгиб переднего и заднего краев седла, и спинку. От луки к спинке натягивали ремень сиденья. Наверх седла клали подушку. К кольцам, которые были вбиты в передние концы параллельных дощечек, крепили стремена, затем три подпруги.