Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История болгарской цивилизации»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Накладка

Время создания
вторая половина XIII века — начало XV века
Размер
3,3x3,2 см
Техника
сплав медный, литье
0
Открыть в приложении
#1
Накладка
#2
Первые изображения пояса встречаются в наскальных рисунках эпохи неолита — нового каменного века, который начался около 10 тысяч лет назад. Позже, в Средние века в одежде не было карманов, поэтому все необходимые вещи: ножи, кремень, огниво — вешали на пояс.

Этот аксессуар украшали накладками, которые могли свидетельствовать о положении владельца в обществе. Воины тоже использовали подобные пояса: в те годы их называли наборными. Чем выше была должность мужчины в войске, тем большее количество накладок он использовал, и тем сложнее и замысловатее становились украшения. На одной из найденных археологами могил присутствовала следующая руническая надпись: «Моя геройская доблесть. Мой пояс с сорока двумя чиновными пряжками — украшениями!». В воинском обмундировании накладки становились частью поясной гарнитуры вместе с пряжкой и специальным кольцом, на которое подвешивался отдельный ремень для ножен.

В Волжской Булгарии существовали разные виды поясных украшений: округлые, сердцевидные, квадратные, треугольные. Накладка из коллекции Болгарского музея-заповедника имеет четырехконечное очертание. По одной из версий, четыре конца олицетворяли Тенгри — верховного бога у тюрков и болгар. Тенгри повелевал всеми другими божествами, которые отвечали за четыре природные стихии: огонь, воду, землю и воздух. По другой версии, четыре вершины обозначали четыре времени года. Такой крестообразный символ появился у тюрков примерно 12 тысяч лет назад.

На концах выступов отлиты фигуры животных. Зооморфные орнаменты встречались у булгар и в доисламский период. В отличие от западноевропейской традиции подобные изображения использовали в качестве украшения, а не для устрашения противника.

В середине накладки — умбоновидный выступ. Умбоном называли сферическое возвышение в центре щита. Под умбоном располагалась ручка, за которую держали щит, и конструкция защищала кисть воина от встречных ударов.

На обороте накладки — четыре цилиндрических стержня. С их помощью металлическое украшение крепили к ремню. Их продевали сквозь отверстия и загибали или расплющивали с другой стороны.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Накладка

Время создания
вторая половина XIII века — начало XV века
Размер
3,3x3,2 см
Техника
сплав медный, литье
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%