Первые изображения пояса встречаются в наскальных рисунках эпохи неолита — нового каменного века, который начался около 10 тысяч лет назад. Позже, в Средние века в одежде не было карманов, поэтому все необходимые вещи: ножи, кремень, огниво — вешали на пояс.
Этот аксессуар украшали накладками, которые могли свидетельствовать о положении владельца в обществе. Воины тоже использовали подобные пояса: в те годы их называли наборными. Чем выше была должность мужчины в войске, тем большее количество накладок он использовал, и тем сложнее и замысловатее становились украшения. На одной из найденных археологами могил присутствовала следующая руническая надпись: «Моя геройская доблесть. Мой пояс с сорока двумя чиновными пряжками — украшениями!». В воинском обмундировании накладки становились частью поясной гарнитуры вместе с пряжкой и специальным кольцом, на которое подвешивался отдельный ремень для ножен.
В Волжской Булгарии существовали разные виды поясных украшений: округлые, сердцевидные, квадратные, треугольные. Накладка из коллекции Болгарского музея-заповедника имеет четырехконечное очертание. По одной из версий, четыре конца олицетворяли Тенгри — верховного бога у тюрков и болгар. Тенгри повелевал всеми другими божествами, которые отвечали за четыре природные стихии: огонь, воду, землю и воздух. По другой версии, четыре вершины обозначали четыре времени года. Такой крестообразный символ появился у тюрков примерно 12 тысяч лет назад.
На концах выступов отлиты фигуры животных. Зооморфные орнаменты встречались у булгар и в доисламский период. В отличие от западноевропейской традиции подобные изображения использовали в качестве украшения, а не для устрашения противника.
В середине накладки — умбоновидный выступ. Умбоном называли сферическое возвышение в центре щита. Под умбоном располагалась ручка, за которую держали щит, и конструкция защищала кисть воина от встречных ударов.
На обороте накладки — четыре цилиндрических стержня. С их помощью металлическое украшение крепили к ремню. Их продевали сквозь отверстия и загибали или расплющивали с другой стороны.
Этот аксессуар украшали накладками, которые могли свидетельствовать о положении владельца в обществе. Воины тоже использовали подобные пояса: в те годы их называли наборными. Чем выше была должность мужчины в войске, тем большее количество накладок он использовал, и тем сложнее и замысловатее становились украшения. На одной из найденных археологами могил присутствовала следующая руническая надпись: «Моя геройская доблесть. Мой пояс с сорока двумя чиновными пряжками — украшениями!». В воинском обмундировании накладки становились частью поясной гарнитуры вместе с пряжкой и специальным кольцом, на которое подвешивался отдельный ремень для ножен.
В Волжской Булгарии существовали разные виды поясных украшений: округлые, сердцевидные, квадратные, треугольные. Накладка из коллекции Болгарского музея-заповедника имеет четырехконечное очертание. По одной из версий, четыре конца олицетворяли Тенгри — верховного бога у тюрков и болгар. Тенгри повелевал всеми другими божествами, которые отвечали за четыре природные стихии: огонь, воду, землю и воздух. По другой версии, четыре вершины обозначали четыре времени года. Такой крестообразный символ появился у тюрков примерно 12 тысяч лет назад.
На концах выступов отлиты фигуры животных. Зооморфные орнаменты встречались у булгар и в доисламский период. В отличие от западноевропейской традиции подобные изображения использовали в качестве украшения, а не для устрашения противника.
В середине накладки — умбоновидный выступ. Умбоном называли сферическое возвышение в центре щита. Под умбоном располагалась ручка, за которую держали щит, и конструкция защищала кисть воина от встречных ударов.
На обороте накладки — четыре цилиндрических стержня. С их помощью металлическое украшение крепили к ремню. Их продевали сквозь отверстия и загибали или расплющивали с другой стороны.