Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История болгарской цивилизации»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Накладка (бляха)

Время создания
конец XIII — XIV век
Размер
4,8x5,2 см
Техника
медь, литье, пайка
1
Открыть в приложении
#5
Накладка (бляха)
#2
Накладка, представленная в экспозиции музея, — это часть наборного пояса. Так называли аксессуар, декорированный металлическими или костяными пластинами. История этого украшения насчитывает около трех тысячелетий.

Впервые наборный пояс появился в конце II тысячелетия до нашей эры у кочевых скотоводческих народов Великой степи в центральной Евразии. Использовали его и далеко за пределами Великой степи. В эпоху Средневековья пояса встречались на территории Центральной Азии и Западной Европы, от Амура до Австрии и Германии. В XIX — начале XX века такие пояса были распространены у народов Сибири, Средней Азии и Казахстана, в культурах Кавказа, Передней Азии и Восточной Европы. На протяжении всех этих лет пояс частично менялся, но сохранился в некоторых культурах до середины XX века.

Пояс служил прежде всего элементом вооружения: к нему крепили колчан и налучье, нож, кинжал, меч. Археологи предполагают, что в реальной жизни он мог быть одновременно и военным, и охотничьим, и парадным.

Накладка из коллекции Болгарского музея-заповедника предположительно украшала парадный пояс. Выполнена она в форме кленового листа. К поясу накладку можно было крепить и с помощью металлических стержней — штифтов на обратной стороне, и с помощью специальной петли у основания. В центре украшения отлито изображение зиланта — мифического существа с длинным извивающимся туловищем и хвостом, птичьими лапами и огромной пастью со змеиным жалом.

В Волжской Булгарии образ зиланта часто наносили на металлические изделия. Во время раскопок в Болгаре был обнаружен клад серебряных монет конца XIII века с изображением этого животного. Дракон также присутствовал на гербе Казанского ханства и в элементах геральдики русского царя Алексея Михайловича.

В мифологии татар и других народов змей изначально был миролюбивым существом и выступал как хранитель вод. Со временем его стали изображать с крыльями. Они символизировали процесс общения с потусторонним миром. В представлении булгар на небо можно было попасть с помощью крыльев или птиц, а под землю — с помощью пресмыкающихся или червей. Зиланта считали повелителем подземных вод. С развитием земледелия и зарождением городов змей из миролюбивого существа постепенно превратился в полную противоположность. Считалось, именно он вызывает засуху, которая губит посевы, или дожди, приводящие к потопам в городах.
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Накладка (бляха)

Время создания
конец XIII — XIV век
Размер
4,8x5,2 см
Техника
медь, литье, пайка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%