Накладка, представленная в экспозиции музея, — это часть наборного пояса. Так называли аксессуар, декорированный металлическими или костяными пластинами. История этого украшения насчитывает около трех тысячелетий.
Впервые наборный пояс появился в конце II тысячелетия до нашей эры у кочевых скотоводческих народов Великой степи в центральной Евразии. Использовали его и далеко за пределами Великой степи. В эпоху Средневековья пояса встречались на территории Центральной Азии и Западной Европы, от Амура до Австрии и Германии. В XIX — начале XX века такие пояса были распространены у народов Сибири, Средней Азии и Казахстана, в культурах Кавказа, Передней Азии и Восточной Европы. На протяжении всех этих лет пояс частично менялся, но сохранился в некоторых культурах до середины XX века.
Пояс служил прежде всего элементом вооружения: к нему крепили колчан и налучье, нож, кинжал, меч. Археологи предполагают, что в реальной жизни он мог быть одновременно и военным, и охотничьим, и парадным.
Накладка из коллекции Болгарского музея-заповедника предположительно украшала парадный пояс. Выполнена она в форме кленового листа. К поясу накладку можно было крепить и с помощью металлических стержней — штифтов на обратной стороне, и с помощью специальной петли у основания. В центре украшения отлито изображение зиланта — мифического существа с длинным извивающимся туловищем и хвостом, птичьими лапами и огромной пастью со змеиным жалом.
В Волжской Булгарии образ зиланта часто наносили на металлические изделия. Во время раскопок в Болгаре был обнаружен клад серебряных монет конца XIII века с изображением этого животного. Дракон также присутствовал на гербе Казанского ханства и в элементах геральдики русского царя Алексея Михайловича.
В мифологии татар и других народов змей изначально был миролюбивым существом и выступал как хранитель вод. Со временем его стали изображать с крыльями. Они символизировали процесс общения с потусторонним миром. В представлении булгар на небо можно было попасть с помощью крыльев или птиц, а под землю — с помощью пресмыкающихся или червей. Зиланта считали повелителем подземных вод. С развитием земледелия и зарождением городов змей из миролюбивого существа постепенно превратился в полную противоположность. Считалось, именно он вызывает засуху, которая губит посевы, или дожди, приводящие к потопам в городах.
Впервые наборный пояс появился в конце II тысячелетия до нашей эры у кочевых скотоводческих народов Великой степи в центральной Евразии. Использовали его и далеко за пределами Великой степи. В эпоху Средневековья пояса встречались на территории Центральной Азии и Западной Европы, от Амура до Австрии и Германии. В XIX — начале XX века такие пояса были распространены у народов Сибири, Средней Азии и Казахстана, в культурах Кавказа, Передней Азии и Восточной Европы. На протяжении всех этих лет пояс частично менялся, но сохранился в некоторых культурах до середины XX века.
Пояс служил прежде всего элементом вооружения: к нему крепили колчан и налучье, нож, кинжал, меч. Археологи предполагают, что в реальной жизни он мог быть одновременно и военным, и охотничьим, и парадным.
Накладка из коллекции Болгарского музея-заповедника предположительно украшала парадный пояс. Выполнена она в форме кленового листа. К поясу накладку можно было крепить и с помощью металлических стержней — штифтов на обратной стороне, и с помощью специальной петли у основания. В центре украшения отлито изображение зиланта — мифического существа с длинным извивающимся туловищем и хвостом, птичьими лапами и огромной пастью со змеиным жалом.
В Волжской Булгарии образ зиланта часто наносили на металлические изделия. Во время раскопок в Болгаре был обнаружен клад серебряных монет конца XIII века с изображением этого животного. Дракон также присутствовал на гербе Казанского ханства и в элементах геральдики русского царя Алексея Михайловича.
В мифологии татар и других народов змей изначально был миролюбивым существом и выступал как хранитель вод. Со временем его стали изображать с крыльями. Они символизировали процесс общения с потусторонним миром. В представлении булгар на небо можно было попасть с помощью крыльев или птиц, а под землю — с помощью пресмыкающихся или червей. Зиланта считали повелителем подземных вод. С развитием земледелия и зарождением городов змей из миролюбивого существа постепенно превратился в полную противоположность. Считалось, именно он вызывает засуху, которая губит посевы, или дожди, приводящие к потопам в городах.