Копия
В основе иконографии иконы «О тебе радуется» лежит песнопение в честь Богородицы, автором которого считается Иоанн Дамаскин. Оно исполняется на утрене и на литургии Василия Великого:
«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,
Ангельский собор и человеческий род,
Освященный Храме и Раю Словесный,
Девственная похвало. из Неяже Бог воплотися
И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.
Ложесна бо Твоя Престол сотвори.
И чрево Твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе».
В этом песнопении прославляется Богоматерь, которая уподобляется церкви и раю, поскольку рождённый ею Младенец — Спаситель мира.
В соответствии с текстом песнопения, в верхней части представленной перед Вами иконы изображён храм на фоне белого круга с деревьями — образ рая. В центре райских обителей в окружении архангелов и ангелов восседает на троне Богоматерь с Младенцем в сиянии небесной славы. У подножия престола представлен преподобный Иоанн Дама́скин с развернутым свитком в руках. Внизу изображен молящийся «человеческий род»: праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, цари, жёны. Слова песнопения начертаны в верхних углах иконы.
Иконография «О Тебе радуется» появляется в русской иконописи с конца XV века. Наиболее ранним из дошедших до нас произведений на этот сюжет является икона из местного ряда Успенского собора Московского Кремля написанная около 1481 года, причем новая иконография предстает здесь уже во вполне сложившемся виде. Именно кремлёвская икона могла послужить образцом для более поздних произведений, в том числе и для иконы из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
В настоящее время принято считать, что данная икона исполнена одновременно с иконостасом Успенского собора — около 1497 года. Ольга Владимировна Лелекова полагает, что автором иконы мог быть московский мастер успенского иконостаса. Его манера письма отличается особой изысканностью рисунка и точностью письма. Мастер использовал чистые яркие краски, среди которых преобладающей является синяя. Лики святых исполнены светлым охре́нием с нежной подрумянкой.
Икона отреставрирована в 1965–2001 годах во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря. Оклад иконы, состоящий из разновременных фрагментов, снят при реставрации. К первоначальному убору, вложенному Миха́йло Корова́евым, относятся ба́сменные серебряные венцы.