В XIX веке кондитеры начали придавать особое значение упаковке своих изделий. Обертки становились все более яркими и привлекательными, содержали все больше информации. Это во многом определяло успех сладостей на рынке.
Над фирменным стилем упаковки работали Константин Сомов, Иван Билибин, Евгений Лансере, братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы. Многие малые художественные формы, созданные ими в промышленной графике, сохранились только благодаря так называемым «фантикам» (народное название обертки конфет). Темы для оформления тщательно продумывались: они должны были быть не только красивы, но и интересны покупателю. Культура, быт, политика, история — все находило отражение в обертках.
На фантиках печатали портреты коронованных особ. 1911 год — 50-летие отмены крепостного права — кондитеры отметили эксклюзивными сериями конфет: «Освобождение крестьян» («А.И. Абрикосова сыновей»), «Реформа» («Лоэнгрин»), «19 февраля» («Эйнем») и другими.
Серии фантиков складывались в своеобразную народную энциклопедию. Иллюстрации часто дополняли краткими историческими справками: о подвиге Ивана Сусанина, ополчении Минина и Пожарского, призвании на царство Михаила Фёдоровича. По оберткам можно было изучать географию и этнографию, животный и растительный мир, роды войск и виды оружия, спорт и насекомых, памятники архитектуры и таблицу умножения. Для детей младшего возраста фантики украшали загадками, разрезными картинками, буквами алфавита. Взрослые ценители сладкого могли развлечься чтением гороскопов, гаданий, а также частушек и поговорок.
Особую нишу занимало оформление оберток в литературном жанре. Создавались юбилейные серии конфет с портретами писателей и поэтов на обертках и серии, посвященные творчеству отдельных авторов. На них помещали иллюстрации к произведениям с подписями. Это могло быть как имя изображенного персонажа, так и небольшой, но полноценный текст.
Образец такого «литературного» дизайна — обертка конфеты из серии «Басни Крылова» кондитерской фабрики «М. Конради», одной из крупнейших в Санкт-Петербурге. Художник изобразил кульминационный момент басни «Скупой и курица»: скупой старик собирается зарезать золотоносную курицу, чтобы извлечь из нее сокровища. Оригинальный длинный текст невозможно было бы уместить на конфетной обертке. Поэтому печатали четверостишие с кратким пересказом басни:
Над фирменным стилем упаковки работали Константин Сомов, Иван Билибин, Евгений Лансере, братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы. Многие малые художественные формы, созданные ими в промышленной графике, сохранились только благодаря так называемым «фантикам» (народное название обертки конфет). Темы для оформления тщательно продумывались: они должны были быть не только красивы, но и интересны покупателю. Культура, быт, политика, история — все находило отражение в обертках.
На фантиках печатали портреты коронованных особ. 1911 год — 50-летие отмены крепостного права — кондитеры отметили эксклюзивными сериями конфет: «Освобождение крестьян» («А.И. Абрикосова сыновей»), «Реформа» («Лоэнгрин»), «19 февраля» («Эйнем») и другими.
Серии фантиков складывались в своеобразную народную энциклопедию. Иллюстрации часто дополняли краткими историческими справками: о подвиге Ивана Сусанина, ополчении Минина и Пожарского, призвании на царство Михаила Фёдоровича. По оберткам можно было изучать географию и этнографию, животный и растительный мир, роды войск и виды оружия, спорт и насекомых, памятники архитектуры и таблицу умножения. Для детей младшего возраста фантики украшали загадками, разрезными картинками, буквами алфавита. Взрослые ценители сладкого могли развлечься чтением гороскопов, гаданий, а также частушек и поговорок.
Особую нишу занимало оформление оберток в литературном жанре. Создавались юбилейные серии конфет с портретами писателей и поэтов на обертках и серии, посвященные творчеству отдельных авторов. На них помещали иллюстрации к произведениям с подписями. Это могло быть как имя изображенного персонажа, так и небольшой, но полноценный текст.
Образец такого «литературного» дизайна — обертка конфеты из серии «Басни Крылова» кондитерской фабрики «М. Конради», одной из крупнейших в Санкт-Петербурге. Художник изобразил кульминационный момент басни «Скупой и курица»: скупой старик собирается зарезать золотоносную курицу, чтобы извлечь из нее сокровища. Оригинальный длинный текст невозможно было бы уместить на конфетной обертке. Поэтому печатали четверостишие с кратким пересказом басни: