Историк и этнограф Елена Геннадьевна Фёдорова выделяет три типа традиционной обуви у угров, народов ханты и манси: башмаковидную, поршневидную и унтовидную с союзками.
К поршневидным относятся летние сапожки, или «ровдужные чулки» нюки вей. Чтобы изготовить замшу-ровдугу, оленью шкуру зачищают от ворса и выделывают. Из этого материала выкраивают высокие голенища и вставку, которая закрывает подъем ноги и пальцы и вклинивается острым концом в голенище спереди. Передняя часть сапожка получается длиннее задней. Из шкуры оленя, коровы или лося делают подошву.
Через ровдужные завязки по бокам пропускают петли, с их помощью мужчины закрепляют нюки вей вокруг колена, а женщины — подвязывают к нательному поясу.
Высокие голенища такой обуви защищают от насекомых, а материал не мокнет и не вызывает опрелостей. Стельки из соломы создают своего рода воздушную подушку и не позволяют развиться плоскостопию.
Ровдугу для этой обуви принято вручную окрашивать натуральными красителями, обычно на основе отвара березовой коры, и украшать орнаментом. Петли, вставку и полосы по нижней и верхней частям голенища традиционно красили в красный цвет ягодным соком. Натуральная краска прочно въедалась в кожу и не стиралась при носке.
Этнограф и музеолог Ольга Михайловна Рындина в исследовании, посвященном северному орнаменту, выделяет на поверхности нюки вей две композиционно значимые зоны (въемный клин).
Взъем украшали зигзагообразной линией с отростками, порой настолько ветвистыми, что они закрывали сам «ствол»-зигзаг. Голенище декорировали «несложным ленточным орнаментом, в результате чего на готовом изделии узор шел вокруг ноги сверху и снизу». Окаймляющие прямолинейные вертикальные узоры могли полностью занимать пространство.
Традиционный орнамент в представлении народа ханты служит оберегом и ограждает человека от воздействия духов болезней, обитающих в Нижнем мире. Именно поэтому богато орнаментируются и одежда, и обувь. Как правило, используются геометрические фигуры или стилизованные изображения птиц и животных.
Экспонируемые нюки вей с национальным орнаментом передала в дар жительница села Большой Атлым, народный мастер России, мастер национально-прикладного искусства Агафья Александровна Волдина.