Обские угры, в том числе народы ханты и манси, шили традиционную обувь из кожи, меха или выделанной шкуры оленя (ровдуги), иногда использовали сукно. Выбор материала и крой изделия зависели от времени года и назначения обуви.
Зимой носили бурки из оленьего меха, которые шили из камуса: так называются шкуры с ног оленя или лося. Такие ботинки расшивали бисером или украшали мехом разных оттенков в технике меховой мозаики. Некоторые материалы для изготовления и украшения обуви, например, бисер, сукно или капроновые нитки, ханты обменивали у приезжих купцов на местные природные богатства: редкие растения, пушнину, ценные породы рыб — нельму или муксуна.
Летом ханты носили короткую обувь, которая называлась «ниры». Некоторые исследователи считают, что этим словом ханты изначально обозначали вообще любую обувь. Ниры изготавливали из тонкой выделанной оленьей кожи и расшивали бисером.
Такие ботинки могли шить и из рыбьей кожи, которая была одним из самых дешевых материалов. Любую пойманную рыбу ханты использовали целиком. Из кожи, помимо обуви, шили непромокаемые накидки и дождевики, ей обшивали деревянную домашнюю утварь, чтобы уберечь от сырости. Из чешуи делали универсальный клей, который использовали и при пошиве обуви. Из внутренностей вываривали рыбий жир, а осадок использовали как средство, отпугивающее комаров. Сушеную мелкую рыбу толкли вместе с костями и получали муку, из которой можно было быстро приготовить питательную похлебку.
Женская обувь не отличалась от мужской покроем, но была гораздо богаче декорирована. Одной из древних техник украшения кожаной обуви была мозаика. Для ее создания на кожу наносили узор краской, сделанной из оленьей крови с отваром коры лиственницы. Окрашенную рыбью кожу чередовали со светлой оленьей замшей, и получалась контрастная мозаика. До наших дней эта техника не сохранилась.
Ниры, которые представлены в экспозиции музея, сшила Народный мастер России Надежда Гришкина в 2015 году. Для их изготовления она использовала серо-белую кожу щуки, кожзаменитель, бисер, сукно и хлопчатобумажную нить. Окантовка и передняя часть нир орнаментированы синим и красным бисером.
Зимой носили бурки из оленьего меха, которые шили из камуса: так называются шкуры с ног оленя или лося. Такие ботинки расшивали бисером или украшали мехом разных оттенков в технике меховой мозаики. Некоторые материалы для изготовления и украшения обуви, например, бисер, сукно или капроновые нитки, ханты обменивали у приезжих купцов на местные природные богатства: редкие растения, пушнину, ценные породы рыб — нельму или муксуна.
Летом ханты носили короткую обувь, которая называлась «ниры». Некоторые исследователи считают, что этим словом ханты изначально обозначали вообще любую обувь. Ниры изготавливали из тонкой выделанной оленьей кожи и расшивали бисером.
Такие ботинки могли шить и из рыбьей кожи, которая была одним из самых дешевых материалов. Любую пойманную рыбу ханты использовали целиком. Из кожи, помимо обуви, шили непромокаемые накидки и дождевики, ей обшивали деревянную домашнюю утварь, чтобы уберечь от сырости. Из чешуи делали универсальный клей, который использовали и при пошиве обуви. Из внутренностей вываривали рыбий жир, а осадок использовали как средство, отпугивающее комаров. Сушеную мелкую рыбу толкли вместе с костями и получали муку, из которой можно было быстро приготовить питательную похлебку.
Женская обувь не отличалась от мужской покроем, но была гораздо богаче декорирована. Одной из древних техник украшения кожаной обуви была мозаика. Для ее создания на кожу наносили узор краской, сделанной из оленьей крови с отваром коры лиственницы. Окрашенную рыбью кожу чередовали со светлой оленьей замшей, и получалась контрастная мозаика. До наших дней эта техника не сохранилась.
Ниры, которые представлены в экспозиции музея, сшила Народный мастер России Надежда Гришкина в 2015 году. Для их изготовления она использовала серо-белую кожу щуки, кожзаменитель, бисер, сукно и хлопчатобумажную нить. Окантовка и передняя часть нир орнаментированы синим и красным бисером.