В экспозиции представлены кожаные тапочки, национальная летняя женская обувь коренных северных народов. На хантыйском языке они называются «ниры».
Традиционная обувь обских угров, в зависимости от сезона, была разных покроев. Летом носили так называемую поршневидную обувь: тапочки или сапоги без каблуков с загнутой подошвой и собранной в складки над ступней кожей. К коротким нирам (или чиркам) могли пришивать длинное кожаное голенище. В бедных семьях, в хозяйстве которых было мало оленей, кожу берегли и по возможности заменяли холщовой тканью. Длинная обувь защищала своего владельца от насекомых. Такие тонкие сапоги носили осенью и иногда даже зимой, если позволяла погода.
Основным способом украшения обуви у коренных народов была вышивка, а летние женские ниры часто украшали бисером. А северные ханты декорировали свою обувь аппликацией из ткани.
Представленные в экспозиции кожаные ниры были изготовлены примерно в середине XX века в селе Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа. Тапочки сшиты из четырех деталей, выполненных из разных материалов. Для подошвы и головки ботинок использовали черную кожу. Треугольная вставка на месте взъема (часть обуви, облегающая верхнюю часть стопы от пальцев до щиколотки) и окантовка с кулиской по верхнему краю изготовлены из коричневой ткани. Кулиской называется настроченная или подогнутая полоска материи, через которую протягивают резинку или шнурок. С ее помощью на ткани делают сборки, стягивают ее. В кулиску нир вставлена резинка, завязанная сзади узлом. Окантовка, вставка и головка вокруг вставки и окантовки орнаментированы нашитым бисером.
Традиционная обувь обских угров, в зависимости от сезона, была разных покроев. Летом носили так называемую поршневидную обувь: тапочки или сапоги без каблуков с загнутой подошвой и собранной в складки над ступней кожей. К коротким нирам (или чиркам) могли пришивать длинное кожаное голенище. В бедных семьях, в хозяйстве которых было мало оленей, кожу берегли и по возможности заменяли холщовой тканью. Длинная обувь защищала своего владельца от насекомых. Такие тонкие сапоги носили осенью и иногда даже зимой, если позволяла погода.
Ниры шили из лосиных или оленьих камусов (шкур, снятых с ног животного) или из кожи, в том числе даже из рыбьей. Перед пошивом обуви камусы обязательно окуривали дымом, чтобы готовые ботинки не повредила моль. Подошвы выкраивали из прочных и нескользящих «щеток» (шкур между копыт оленя или лося) или из шкуры со лба оленя. Перед тем как надеть ниры, ноги обматывали сукном или надевали теплые чулки. Их вязали из шерсти или сшивали из меха.
Основным способом украшения обуви у коренных народов была вышивка, а летние женские ниры часто украшали бисером. А северные ханты декорировали свою обувь аппликацией из ткани.
Представленные в экспозиции кожаные ниры были изготовлены примерно в середине XX века в селе Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа. Тапочки сшиты из четырех деталей, выполненных из разных материалов. Для подошвы и головки ботинок использовали черную кожу. Треугольная вставка на месте взъема (часть обуви, облегающая верхнюю часть стопы от пальцев до щиколотки) и окантовка с кулиской по верхнему краю изготовлены из коричневой ткани. Кулиской называется настроченная или подогнутая полоска материи, через которую протягивают резинку или шнурок. С ее помощью на ткани делают сборки, стягивают ее. В кулиску нир вставлена резинка, завязанная сзади узлом. Окантовка, вставка и головка вокруг вставки и окантовки орнаментированы нашитым бисером.