Доска оклада Евангелия. Христос во славе
Время создания
XII – начало XIII вв.
Место создания
Франция, Лимож
Размер
31,8x19 см
Техника
медь, дерево; литье, чеканка, резьба, басма, эмаль выемчатая, золочение
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#1
Неизвестный автор
Доска оклада Евангелия. Христос во славе
#2
#3
Один из древнейших предметов собрания декоративно-прикладного искусства Новгородского музея-заповедника происходит из Антониева монастыря (основан в 1106 г.)
#4
Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. 1117 г.
#5
Описание
#6
Одна из двух отдельных досок оклада Евангелия, верхняя лицевая, в виде неглубокого ковчега, к которому прикреплены поля и средник из цельных медных пластин с эмалевыми и резными изображениями, разделённые басменным (тисненым) бордюром. Медные детали закреплены на деревянную основу.
В среднике доски композиция «Христос во славе» — сюжет, получивший название «Maestas Domini». Христос представлен в небесной славе, восседающим на престоле, с подножием в виде табурета.
Христа окружают апокрифические существа из видения ветхозаветного пророка Иезекииля. Это символы евангелистов: ангел, орел, лев и телец, расположенные в обычном порядке. На синем эмалевом фоне мандорлы — четырёхлепестковые цветы, фон средника украшают маленькие позолоченные диски с пятилепестковыми цветами.
Бордюр басменный позолоченный с орнаментом из ромбов и точек. На полях сочетание полуфигур ангелов и узора из ромбов с четырёхлистниками, заключёнными в диски, и стилизованных завитков.
Фигуры позолоченные, рельефные головки Христа, Богоматери, Иоанна, ангелов и символов евангелистов литые. При исполнении фона мастер-эмальер варьирует разнообразные оттенки синего, голубой, белый, зелёный, жёлтый, красный цвета, тем самым усиливая настроение.
В среднике доски композиция «Христос во славе» — сюжет, получивший название «Maestas Domini». Христос представлен в небесной славе, восседающим на престоле, с подножием в виде табурета.
Христа окружают апокрифические существа из видения ветхозаветного пророка Иезекииля. Это символы евангелистов: ангел, орел, лев и телец, расположенные в обычном порядке. На синем эмалевом фоне мандорлы — четырёхлепестковые цветы, фон средника украшают маленькие позолоченные диски с пятилепестковыми цветами.
Бордюр басменный позолоченный с орнаментом из ромбов и точек. На полях сочетание полуфигур ангелов и узора из ромбов с четырёхлистниками, заключёнными в диски, и стилизованных завитков.
Фигуры позолоченные, рельефные головки Христа, Богоматери, Иоанна, ангелов и символов евангелистов литые. При исполнении фона мастер-эмальер варьирует разнообразные оттенки синего, голубой, белый, зелёный, жёлтый, красный цвета, тем самым усиливая настроение.
#8
Оклад Евангелия. Христос во славе. Распятие с предстоящими.
#7
Оклад Евангелия можно отнести к лучшим произведениям мастеров Лиможа, крупнейшего центра эмальерного дела Западной Европы. Иконография памятника, композиционное решение, особенности литья, роскошный орнаментальный декор, яркая цветовая гамма эмали характерны для позднего романского стиля конца XII и начала XIII вв.
Обе доски оклада происходят из древнейшего новгородского Антониева монастыря, возможно доставленные в Новгород средневековыми паломниками. Известно, что до 1930-х годов в соборе Рождества Богородицы находились шесть парных досок от 3-х Евангелий. В XIX в. они были установлены в центральной части собора перед иконостасом около раки святого Антония Римлянина, основателя обители. В собрании Новгородского музея хранятся только две пары досок от двух окладов книг. Судьба третьего оклада остается загадочной. Одна из досок с изображением «Христа во славе» упоминается в 1940 году в частной коллекции Амстердама.
Обе доски оклада происходят из древнейшего новгородского Антониева монастыря, возможно доставленные в Новгород средневековыми паломниками. Известно, что до 1930-х годов в соборе Рождества Богородицы находились шесть парных досок от 3-х Евангелий. В XIX в. они были установлены в центральной части собора перед иконостасом около раки святого Антония Римлянина, основателя обители. В собрании Новгородского музея хранятся только две пары досок от двух окладов книг. Судьба третьего оклада остается загадочной. Одна из досок с изображением «Христа во славе» упоминается в 1940 году в частной коллекции Амстердама.
#9
Новгородский музей-заповедник
читать дальшескрыть
Доска оклада Евангелия. Христос во славе
Время создания
XII – начало XIII вв.
Место создания
Франция, Лимож
Размер
31,8x19 см
Техника
медь, дерево; литье, чеканка, резьба, басма, эмаль выемчатая, золочение
Коллекция
Выставка
2

Открыть в приложении
Поделиться