Доска оклада Евангелия. Распятие с предстоящими
Время создания
XII – начало XIII вв.
Место создания
Франция, Лимож
Размер
32,2x19,8 см
Техника
медь, дерево; литье, чеканка, резьба, басма, эмаль выемчатая, золочение
Коллекция
Выставка
3
Открыть в приложении#1
Неизвестный автор
Доска оклада Евангелия. Распятие с предстоящими
#2
#3
Один из древнейших предметов собрания декоративно-прикладного искусства Новгородского музея-заповедника происходит из Антониева монастыря (основан в 1106 г.)
#4
Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. 1117 г.
#5
Описание
#6
Одна из 2-х отдельных досок оклада Евангелия, нижняя, в виде неглубокого ковчега, к которому прикреплены поля и средник из цельных медных пластин с эмалевыми и резными изображениями, разделённые басменным бордюром. Медные детали закреплены на деревянную основу.
В среднике доски изображено «Распятие с предстоящими». На фоне тёмно — зелёного шестиконечного креста слегка изогнутое тело Христа, нимб крестчатый, по бокам — два трилистника на тонких изогнутых стеблях. Богоматерь и Иоанн Богослов традиционно представлены стоящими, почти фронтально, со слегка склонёнными в сторону Христа головами. В подножии Голгофа в виде трёх конических горок, в средней привлекает внимание полуфигурка Адама, протягивающего руки к Христу.
Над крестом полуфигуры ангелов, опирающихся на сегменты неба. Синий фон средника разделён на пять регистров, украшен четырёхлепестковыми цветами и маленькими золочёными дисками, напоминающими звезды.
Также ярки и декоративны поля, обрамляющие композицию. Они делятся на компартименты с полуфигурами ангелов в чередовании геометризованного орнамента ромбов с четырехлистниками с многоцветной эмалью. Все фигуры резные, головки литые, детально проработаны и ярко вызолочены. «Золото» контрастирует с цветной эмалью, создавая сильный эффект, отражая трагизм события.
В среднике доски изображено «Распятие с предстоящими». На фоне тёмно — зелёного шестиконечного креста слегка изогнутое тело Христа, нимб крестчатый, по бокам — два трилистника на тонких изогнутых стеблях. Богоматерь и Иоанн Богослов традиционно представлены стоящими, почти фронтально, со слегка склонёнными в сторону Христа головами. В подножии Голгофа в виде трёх конических горок, в средней привлекает внимание полуфигурка Адама, протягивающего руки к Христу.
Над крестом полуфигуры ангелов, опирающихся на сегменты неба. Синий фон средника разделён на пять регистров, украшен четырёхлепестковыми цветами и маленькими золочёными дисками, напоминающими звезды.
Также ярки и декоративны поля, обрамляющие композицию. Они делятся на компартименты с полуфигурами ангелов в чередовании геометризованного орнамента ромбов с четырехлистниками с многоцветной эмалью. Все фигуры резные, головки литые, детально проработаны и ярко вызолочены. «Золото» контрастирует с цветной эмалью, создавая сильный эффект, отражая трагизм события.
#8
Оклад Евангелия. Христос во Славе. Распятие с предстоящими.
#7
Доски оклада Священного писания происходят из древнейшего новгородского Антониева монастыря. Возможно, они были доставлены в Новгород средневековыми паломниками. Известно, что до 1930-х годов в соборе Рождества Богородицы находились шесть парных досок от 3-х Евангелий. В XIX в. они были установлены в центральной части собора перед иконостасом около раки святого Антония Римлянина, основателя обители. В собрании Новгородского музея хранятся только две пары досок от двух окладов книг. Судьба третьего оклада остается загадочной. Одна из досок с изображением «Христа во славе» упоминается в 1940 году в частной коллекции Амстердама.
#9
Новгородский музей-заповедник
читать дальшескрыть
Доска оклада Евангелия. Распятие с предстоящими
Время создания
XII – начало XIII вв.
Место создания
Франция, Лимож
Размер
32,2x19,8 см
Техника
медь, дерево; литье, чеканка, резьба, басма, эмаль выемчатая, золочение
Коллекция
Выставка
3

Открыть в приложении
Поделиться