Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Ювелирное искусство VI–XIX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Оклад иконы «Богоматерь Знамение»

Время создания
1854 г., камея XI в., дробницы XII в., запоны XVI-XVI вв.
Место создания
Византия, Новгород
Размер
59x52 см
Техника
серебро, золото, драгоценные камни, стекла; чеканка, резьба, скань, эмаль, золочение
3
Открыть в приложении
#1
Рябков Калина
Оклад иконы «Богоматерь Знамение»
#2

Происхождение

#3
Один из уникальных предметов собрания декоративно-прикладного искусства Новгородского музея-заповедника происходит из новгородского Знаменского собора (1682–1686 гг.).
#4
Знаменский собор. 1682–1688 гг.
#5

Описание

#6
Оклад иконы «Богоматерь Знамение» XIX в. покрывал поздний список древней чудотворной иконы. В русской письменности слово «Знамение», помимо значения понятия «знак», указание, предсказание», имеет и предметное — «знамя, хоругвь».

Риза известна древними дорогими украшениями, перенесенными с более древнего золотого оклада на новый новгородским ювелиром в середине XIX в. Среди них византийская камея, вырезанная на сапфирине и закрепленная на нижнем поле, в центре. На ней рельефное изображение Христа в первоначальной золотой оправе. Тонкое искусство глиптики очень высоко ценилось на Руси, поэтому до нас дошли камеи вторичного использования.
#7
Сапфириновая камея
#8
Десять золотых дробниц или накладок с поясными изображениями святых расположены по сторонам от выреза для изображения лика Богоматери. Они исполнены в исключительной по трудоемкости технике перегородчатой эмали. Этот технический прием известен издавна, его хорошо знали еще персы. Искусству эмали на золоте и меди новгородцы научились у византийских мастеров.

Сложность техники состояла в первую очередь в подготовке самого эмалевого порошка, включающего множество компонентов и в подготовке тонкой золотой пластинки с углубленным лоточком. В миниатюрный лоток напаивались тончайшие перегородки, в которые укладывали эмаль.
#9
#10
Верхнее и нижнее поля оклада сохранили также накладные золотые запоны. Ажурная скань дополнена цветной эмалью и драгоценными камнями.
#11
Деталь украшения поля — сканая запона с эмалью и драгоценными камнями
#12
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Оклад иконы «Богоматерь Знамение»

Время создания
1854 г., камея XI в., дробницы XII в., запоны XVI-XVI вв.
Место создания
Византия, Новгород
Размер
59x52 см
Техника
серебро, золото, драгоценные камни, стекла; чеканка, резьба, скань, эмаль, золочение
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%