Оклад иконы «Богоматерь Знамение»
Время создания
1854 г., камея XI в., дробницы XII в., запоны XVI-XVI вв.
Место создания
Византия, Новгород
Размер
59x52 см
Техника
серебро, золото, драгоценные камни, стекла; чеканка, резьба, скань, эмаль, золочение
Коллекция
Выставка
3
Открыть в приложении#1
Рябков Калина
Оклад иконы «Богоматерь Знамение»
#2
#3
Один из уникальных предметов собрания декоративно-прикладного искусства Новгородского музея-заповедника происходит из новгородского Знаменского собора (1682–1686 гг.).
#4
Знаменский собор. 1682–1688 гг.
#5
Описание
#6
Оклад иконы «Богоматерь Знамение» XIX в. покрывал поздний список древней чудотворной иконы. В русской письменности слово «Знамение», помимо значения понятия «знак», указание, предсказание», имеет и предметное — «знамя, хоругвь».
Риза известна древними дорогими украшениями, перенесенными с более древнего золотого оклада на новый новгородским ювелиром в середине XIX в. Среди них византийская камея, вырезанная на сапфирине и закрепленная на нижнем поле, в центре. На ней рельефное изображение Христа в первоначальной золотой оправе. Тонкое искусство глиптики очень высоко ценилось на Руси, поэтому до нас дошли камеи вторичного использования.
Риза известна древними дорогими украшениями, перенесенными с более древнего золотого оклада на новый новгородским ювелиром в середине XIX в. Среди них византийская камея, вырезанная на сапфирине и закрепленная на нижнем поле, в центре. На ней рельефное изображение Христа в первоначальной золотой оправе. Тонкое искусство глиптики очень высоко ценилось на Руси, поэтому до нас дошли камеи вторичного использования.
#7
Сапфириновая камея
#8
Десять золотых дробниц или накладок с поясными изображениями святых расположены по сторонам от выреза для изображения лика Богоматери. Они исполнены в исключительной по трудоемкости технике перегородчатой эмали. Этот технический прием известен издавна, его хорошо знали еще персы. Искусству эмали на золоте и меди новгородцы научились у византийских мастеров.
Сложность техники состояла в первую очередь в подготовке самого эмалевого порошка, включающего множество компонентов и в подготовке тонкой золотой пластинки с углубленным лоточком. В миниатюрный лоток напаивались тончайшие перегородки, в которые укладывали эмаль.
Сложность техники состояла в первую очередь в подготовке самого эмалевого порошка, включающего множество компонентов и в подготовке тонкой золотой пластинки с углубленным лоточком. В миниатюрный лоток напаивались тончайшие перегородки, в которые укладывали эмаль.
#9
#10
Верхнее и нижнее поля оклада сохранили также накладные золотые запоны. Ажурная скань дополнена цветной эмалью и драгоценными камнями.
#11
Деталь украшения поля — сканая запона с эмалью и драгоценными камнями
#12
Новгородский музей-заповедник
читать дальшескрыть
Оклад иконы «Богоматерь Знамение»
Время создания
1854 г., камея XI в., дробницы XII в., запоны XVI-XVI вв.
Место создания
Византия, Новгород
Размер
59x52 см
Техника
серебро, золото, драгоценные камни, стекла; чеканка, резьба, скань, эмаль, золочение
Коллекция
Выставка
3

Открыть в приложении
Поделиться