Железная дорога по направлению Чум — Салехард — Игарка строилась заключёнными на протяжении 6 лет с 1947 по 1953 года и должна была стать частью Трансполярной магистрали. Грандиозный проект, который предполагал соединить берега Баренцева и Охотского морей, далее до Чукотки и стать Великим Северным железнодорожным путём.
Проект имел стратегическое значение, поэтому был засекречен, а каждому направлению присвоены номера: 501 — от Салехарда через Надым до реки Пур, 502 — от Лабытнанги на мыс Каменный, 503 — Игарское направление.
До наших дней на всём 192-километровом пути сохранилось восемь станций — Чум, Елецкая, Хорота, Полярный Урал, Собь, Харп, Обская и Лабытнанги. Не все из них так именовались изначально. Так, станция Елецкая изначально носила название Елецкий, что связано, видимо, с находившимся рядом одноимённым посёлком (назван так по протекающей рядом реке Елец). Станция Харп до января 1968 года именовалась Подгорной, видимо, из-за того, что располагалась уже за пределами высоких уральских хребтов (под горами). Названия всех станций происходят от находящихся вокруг них географических объектов.
Лагеря, расположенные по линии строительства «сталинки», были практически одинаковые. Отличались они только количеством бараков, то есть, количеством заключённых. Обычно в одном лагере было 300 человек. Если предстояло строительство железной дороги в обычных условиях, без каких-либо специфических рельефов местности, то ставили небольшой лагерь. Если предстояли сложные и обширные участки, например, строительство моста через реку, то ставили лагерь на 1000–1200 человек.
В бараках, где жили заключённые, решёток на окнах не было, так как и смысла в побеге практически не было: ближайшим городом от лагеря был Салехард, в котором располагалась большая пересыльная тюрьма, а полиции, НКВД и военных было больше, чем местных жителей. В другую сторону — Сургут, до которого 1000 км бездорожья, что тоже не придавало стимула к побегу. Поэтому, решётки чаще присутствовали на окнах хозяйственных построек, например, в столовых, и в карцерах.