В искусстве народов Урала и Западной Сибири встречается особый тип изображения — «всадник на звере». В экспозиции «Югорское наследие» хранится бронзовая отливка с подобным сюжетом — всадник на медведе. Образ медведя в культуре Сибири был распространен со времен неолита. Этот зверь считается одним из основных персонажей в кулайской пластике эпохи раннего железного века Западной Сибири.
Кулайская культура — пласт археологических находок, датированный I тысячелетием до нашей эры. Исследователи связывают эту культуру с предками современных финно-угорских народов, в том числе и обских угров.
Кулайцы жили в полуземлянках. Занимались охотой и рыболовством, разводили коней. Сначала на одной территории собирались небольшие группы, по два-три жилища, а затем количество домов увеличилось до десяти. Поселения стали окружать валом и рвом.
Культура стала известна благодаря бронзовому литью. Древние люди умели делать не только средства охоты, но и необычные артефакты — фигурки людей, зверей, птиц и мифических существ.
Бронзовая фигурка «Всадник на медведе» попала в Нефтеюганский краеведческий музей в 2001 году после раскопок селища Сырой Аган 6. Точную дату создания определить сложно, предположительно это отрезок времени с III века до нашей эры по III век нашей эры.
Изображение обнаружили рядом с фрагментом нижней челюсти лошади, что натолкнуло исследователей на предположение о том, что это одно из культовых мест. Предмет представляет собой плоскую отливку в виде фигуры животного с человекоподобным существом на спине. Детально проработана только лицевая сторона, обратная сторона плоская. Животное изображено в профиль, головой вправо. Исследователи сошлись в мнении, что зверь в композиции — медведь. У него крупное тело без хвоста, на голове короткие уши, лапы заканчиваются пятью когтями. В открытой пасти обозначены зубы или зажатый предмет (качество отливки не позволяет определить точно).
Антропоморфная фигура на спине медведя проработана менее детально. На лице обозначены глаза, нос, рот. От головы вниз отходят четыре отрезка. Исследователи полагают, что таким схематичным образом мастер обозначил конечности всадника. Кулайцы часто изображали людей с большой головой и упрощенными, маленькими конечностями.
Кулайская культура — пласт археологических находок, датированный I тысячелетием до нашей эры. Исследователи связывают эту культуру с предками современных финно-угорских народов, в том числе и обских угров.
Кулайцы жили в полуземлянках. Занимались охотой и рыболовством, разводили коней. Сначала на одной территории собирались небольшие группы, по два-три жилища, а затем количество домов увеличилось до десяти. Поселения стали окружать валом и рвом.
Культура стала известна благодаря бронзовому литью. Древние люди умели делать не только средства охоты, но и необычные артефакты — фигурки людей, зверей, птиц и мифических существ.
Бронзовая фигурка «Всадник на медведе» попала в Нефтеюганский краеведческий музей в 2001 году после раскопок селища Сырой Аган 6. Точную дату создания определить сложно, предположительно это отрезок времени с III века до нашей эры по III век нашей эры.
Изображение обнаружили рядом с фрагментом нижней челюсти лошади, что натолкнуло исследователей на предположение о том, что это одно из культовых мест. Предмет представляет собой плоскую отливку в виде фигуры животного с человекоподобным существом на спине. Детально проработана только лицевая сторона, обратная сторона плоская. Животное изображено в профиль, головой вправо. Исследователи сошлись в мнении, что зверь в композиции — медведь. У него крупное тело без хвоста, на голове короткие уши, лапы заканчиваются пятью когтями. В открытой пасти обозначены зубы или зажатый предмет (качество отливки не позволяет определить точно).
Антропоморфная фигура на спине медведя проработана менее детально. На лице обозначены глаза, нос, рот. От головы вниз отходят четыре отрезка. Исследователи полагают, что таким схематичным образом мастер обозначил конечности всадника. Кулайцы часто изображали людей с большой головой и упрощенными, маленькими конечностями.