Сегодня поднос как элемент кухонной утвари окончательно перекочевал из домов в заведения общественного питания. Хотя, у кого-то дома наверняка хранятся эти изделия, расписанные в художественных мастерских.
История подноса уходит на столетия назад.
Первоначально использование подноса означало, что еда и напитки, поданные на нем, пригодны к употреблению, так как были продегустированы на присутствие яда.
Изначально подносы представляли из себя лотки без ручек, созданные в английских, ирландских и шотландских мастерских из серебра. Датируются такие изделия XVII веком. Серебряные подносы означали высокое социальное положение. В России первые подносы изготавливались, как правило, из дерева.
В XVII–XVIII веках подносы превращаются в произведения искусства. С их помощью слуги подают именитым гостям блюда на столах, на них приносят изысканные напитки. С распространением этого аксессуара меняется и его стоимость. Подносы стали делать как из дорогих материалов, так и из простого металла или дерева.
Изготовлением фарфоровых подносов в России в XIX веке занимается императорский фарфоровый завод. В эти же годы появляется и знаменитые Жостовские изделия на черном и цветном фоне. Цветы писали масляными красками, применяя технику лессировочного письма. Жостовские подносы имели разную форму, но узнаваемый стиль рисунка — букет на темном фоне.
В коллекции нашего музея имеется фарфоровый поднос из дома Голощёкиных. Круглый в металлической оправе, на трех шарообразных металлический ножках. Орнамент в виде плодов и ягод. Этот поднос из дома Исая Моисеевича Голощёкина — зажиточного невельчанина, арендатора городской скотобойни. Он был отцом Филиппа Исаевича Голощекина — революционера, советского деятеля, большевика, который принимал участие в организации расстрела царской семьи.