Медное литье появилось в русском церковном искусстве еще в XI–XII веках, до нашествия татаро-монголов. Второе рождение оно переживало на рубеже XVII и XVIII столетий: в это время металлические иконы, складни и разнообразные кресты создавали в основном старообрядцы.
Распространение литья именно в этой среде легко объяснить: целых 250 лет государство преследовало эту часть православных христиан. Им постоянно приходилось перевозить в новые места все свои вещи, а большие храмовые иконы не подходили для таких условий: они падали, трескались, ломались, красочный слой осыпался, их было трудно скрывать при обысках. Небольшие литые иконы оказались удобнее для странствий и быстрых сборов.
Поэтому именно у старообрядцев, особенно в беспоповских согласиях Поморья (то есть среди тех верующих, кто совсем отказался от духовенства), медное литье переживало особенный расцвет. Их художники достигли высочайшего мастерства и обогатили привычные иконописные сюжеты множеством разных вариантов.
Икона «Покрова Пресвятыя Богородицы» традиционна для всех православных христиан, как в старообрядческой среде, так и среди тех, кто принял реформы Никона. Ее сюжет основан на рассказе Андрея Юродивого о явлении Богородицы во Влахернском храме во время осады города Константинополя. Как и на многих иконах этого типа тут есть два плана: земной и небесный.
В нижней части автор изобразил храм с молящимися людьми, среди них находится Блаженный Андрей, он указывает своему ученику Епифанию на небо. Здесь же автор показал Романа Сладкопевца, который получил от Богородицы особый дар составлять церковные песнопения. Он не связан с церковным праздником Покрова Богородицы, но его часто изображают на иконах Покрова потому, что он написал специальное песнопение в честь Богоматери — акафист Благовещению Божией Матери. Он поется в пятую субботу Великого поста. В верхней части видна Дева Мария в окружении святых, в руках она держит покров — символ распростертой над людьми защиты.
На медной иконе из собрания музея художник показал поздний вариант этой иконографии. Он отличается тем, что Богоматерь стоит не в центре композиции, как на старинных иконах, а в левой части. При этом фигура Ее повернута вполоборота.
Распространение литья именно в этой среде легко объяснить: целых 250 лет государство преследовало эту часть православных христиан. Им постоянно приходилось перевозить в новые места все свои вещи, а большие храмовые иконы не подходили для таких условий: они падали, трескались, ломались, красочный слой осыпался, их было трудно скрывать при обысках. Небольшие литые иконы оказались удобнее для странствий и быстрых сборов.
Поэтому именно у старообрядцев, особенно в беспоповских согласиях Поморья (то есть среди тех верующих, кто совсем отказался от духовенства), медное литье переживало особенный расцвет. Их художники достигли высочайшего мастерства и обогатили привычные иконописные сюжеты множеством разных вариантов.
Икона «Покрова Пресвятыя Богородицы» традиционна для всех православных христиан, как в старообрядческой среде, так и среди тех, кто принял реформы Никона. Ее сюжет основан на рассказе Андрея Юродивого о явлении Богородицы во Влахернском храме во время осады города Константинополя. Как и на многих иконах этого типа тут есть два плана: земной и небесный.
В нижней части автор изобразил храм с молящимися людьми, среди них находится Блаженный Андрей, он указывает своему ученику Епифанию на небо. Здесь же автор показал Романа Сладкопевца, который получил от Богородицы особый дар составлять церковные песнопения. Он не связан с церковным праздником Покрова Богородицы, но его часто изображают на иконах Покрова потому, что он написал специальное песнопение в честь Богоматери — акафист Благовещению Божией Матери. Он поется в пятую субботу Великого поста. В верхней части видна Дева Мария в окружении святых, в руках она держит покров — символ распростертой над людьми защиты.
На медной иконе из собрания музея художник показал поздний вариант этой иконографии. Он отличается тем, что Богоматерь стоит не в центре композиции, как на старинных иконах, а в левой части. При этом фигура Ее повернута вполоборота.