Поморы Терского берега Кольского полуострова, впитав культуру Великого Новгорода, стали создателями местных художественных традиций. Уникальная культура Кольских поморов нашла отражение в игрушке из ржаного теста. Фигурки — олени, коньки, бычки, коровки, козлики, птички, тюлени — имеют общее название — «козули». Название этого обрядового печенья, возможно, связано с тем, что одним из популярных персонажей «стада» была коза. Но более верным кажется предположение, что так условно называли всех животных с рогами.
Козуль считают наиболее древним видом печёного фигурного теста, восходящим к культовым фигуркам XII века.
В списке пекарских животных Кольских поморов можно встретить лошадку со всадником, птичку-утицу, оленей с разными по конфигурации рогами, рыбку, нерпу. Козули раньше пекли в Рождество, на праздник Коляды. Пекут их и сейчас в поморских семьях на рождение ребёнка, на свадьбу, новоселье. Поморы верили, что если они напекут стадо животных из теста, то приумножится количество скота в их дворах, будет больше дичи в лесах. Хлебная фигурка служила для терчан оберегом от злых сил. После того как одаривали козулями колядников, хозяйка всегда одну-две козули оставляла в доме, чтобы счастье не покинуло её семью.
Приёмы лепки одинаковы для всех фигурок животных. Характерны условность и обобщённость формы, отсутствие второстепенных деталей. Лишь рога и хвостики вылепливаются по-разному. Козули не расписывают, они остаются монохромными. Все образы в прошлом имели смысл — символ Солнца, Изобилия, Здоровья, Доброты.
Козуль считают наиболее древним видом печёного фигурного теста, восходящим к культовым фигуркам XII века.
В списке пекарских животных Кольских поморов можно встретить лошадку со всадником, птичку-утицу, оленей с разными по конфигурации рогами, рыбку, нерпу. Козули раньше пекли в Рождество, на праздник Коляды. Пекут их и сейчас в поморских семьях на рождение ребёнка, на свадьбу, новоселье. Поморы верили, что если они напекут стадо животных из теста, то приумножится количество скота в их дворах, будет больше дичи в лесах. Хлебная фигурка служила для терчан оберегом от злых сил. После того как одаривали козулями колядников, хозяйка всегда одну-две козули оставляла в доме, чтобы счастье не покинуло её семью.
Приёмы лепки одинаковы для всех фигурок животных. Характерны условность и обобщённость формы, отсутствие второстепенных деталей. Лишь рога и хвостики вылепливаются по-разному. Козули не расписывают, они остаются монохромными. Все образы в прошлом имели смысл — символ Солнца, Изобилия, Здоровья, Доброты.