Портсигар был подарен Маевскому Василию Осиповичу в 1944 году. Василий Осипович родился в г. Тайге. На фронте с июля 1941 г. Старшина. Орудийный номер 35-го гаубичного артиллерийского полка, 35-й танковой дивизии, Юго-Западный фронт. Демобилизовался в мае 1945 г. Награждён медалью «За победу над Германией», орденом Отечественной войны II степени.
Плоский футляр, симметрично открывающийся на две половины изготовлен из обшивки сбитого немецкого самолета. Окрас изнутри — тёмно-зеленый.
На крышке портсигара изображено двое солдат у пушки. Изображение выполнено в технике гравировки. Предмет бережно хранился в семье ветерана.
С появлением сигар необходимо было решать задачу хранения и транспортировки столь хрупких табачных изделий, которые легко ломались и крошились в пути. В результате появились специальные твердые коробки для сигар, получившие название портсигар, составленное из слов: «porte» и «cigare», что переводится с французского, как «носить» и «сигара». Первые европейские портсигары (XVII век) были серебряными, украшенными инкрустацией, миниатюрами на эмали, иногда даже драгоценными камнями.
С распространением моды на курение среди всех слоев общества возникла потребность не только в дорогих, но и более дешевых портсигарах. Возникло массовое производство латунных, бронзовых и стальных портсигаров. В начале XX столетия портсигар стал одним из прекрасных подарков мужчине, даже если он и не был заядлым курильщиком.
Герметичный футляр надежно защищал папиросы, готовые самокрутки от влаги и сырости, в нем они не крошились и не ломались. Тогда же появилась традиция награждать отличившихся в бою офицеров портсигарами с дарственными надписями. Во время войны многие портсигары изготавливались из подручных материалов прямо в прифронтовых мастерских. Для этих целей годилась сталь, авиационный алюминий с подбитой вражеской техники. С изобретением в середине XX столетия удобной картонной коробки для хранения сигарет мода на повседневное ношение тяжелых, громоздких портсигаров стала быстро проходить.
Портсигар
