На Печерской иконе Божией Матери Богородица изображается с основателями древнейшего на Руси Киево-Печерского монастыря Антонием и Феодосием Печерскими. Оба святых облачены в монашеские мантии и держат в руках длинные свитки с текстами молитв.
Антоний, почитаемый русской Церковью как «начальник всех русских монахов», прославился аскетичной жизнью и молитвенными подвигами. Сведения о его жизни противоречивы, но, по преданию, он принял постриг и некоторое время жил на Афоне. Оттуда Антоний принес в Киев благословение Святой горы.
Феодосий, первый настоятель обители, почитался монастырской братией и мирянами за кротость, смирение и терпеливое наставление в христианских добродетелях. Во время его игуменства из Константинополя был прислан и введен в монастыре общежительный Студийский устав, позже распространившийся по другим русским обителям.
Согласно «Сказанию о зачатии Свенского монастыря», составленному в XVI веке, первоначально икона Богоматери Печерской (Свенской) была чтимым образом Успенского собора Киево-Печерского монастыря. В 1288 году, по просьбе ослепшего черниговского князя Романа Михайловича, она была «отпущена» к нему архимандритом с братией из Киева. После обретения иконы на берегу реки Свены (ныне — Свень, левый приток реки Десны) князь, по преданию, чудесно прозрел. В честь исцеления он основал на месте встречи со святыней Успенский Свенский монастырь, где образ находился в течение многих столетий.
Опираясь на сведения из Сказания, большинство исследователей полагает, что Свенская икона была написана около 1288 года и представляет собой копию древней святыни Успенского собора Киево-Печерского монастыря, выполненную для князя Романа Михайловича. Вероятно, протографом этой святыни была византийская икона Богоматери с Младенцем Христом. А та повторяла один из считавшихся чудотворными образцов из, скорее всего, Влахернского храма Константинополя.
Такое предположение подтверждается рассказом из
Киево-Печерского патерика о мастерах, присланных в Печерский
монастырь Влахернской Богородицей. С собой они привезли икону, мощи святых
и золото. По типу изображения исследователи-иконографы считают икону
Божией Матери Печерской Панахрантой (Всемилостивой). Торжественность
и строгость этого типа иконографии характерна для таких видов
монументалистики, как мозаика и фреска.