Представленный в экспозиции прибор для напитков из графина и трех рюмочек поступил в коллекцию из калужского Естественно-исторического музея имени Рыжичкина наравне со многими другими экспонатами. К сожалению, не все документы, которые могли бы позволить узнать историю и происхождение предметов дореволюционного музея, удалось сохранить. Можно лишь предположить, что набор с обильной позолотой и росписью создали мастера Западной Европы, вероятно, в конце XIX — начале XX века.
На первый взгляд может показаться, что предметы набора изготовили из золоченого металла. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что основным материалом было синее полупрозрачное стекло кобальтового оттенка. Именно его использовал мастер в своей работе. Поверх стекла автор изделия щедро нанес слой позолоты. Такой прием, когда один материал имитировал совершенно другой, довольно часто применялся в декоративно-прикладном искусстве.
Форма графина и рюмочек позволила датировать экспонат рубежом столетий. Тулово графина — полусферическое, как бы оплывающее к основанию. Такие формы были характерны для изделий в господствовавшем на рубеже веков стиле модерн.
Довольно грузная нижняя часть графина контрастирует с высокой тонкой цилиндрической шейкой, которую мастер закончил в верхней части волнистым венчиком. Небольшим рюмочкам придали цилиндрическую форму, их высокие тонкие ножки получили круглое основание.
Декор всех предметов набора построили на контрасте цвета и материала. С обильно позолоченной поверхностью эффектно контрастирует синее стекло в рокайльном обрамлении, по сути орнаменте из рельефных завитков.
Роспись в виде полихромных цветов бело-розового и голубого оттенков с белыми веточками и зелеными листьями выполнили пастозными непрозрачными эмалевыми красками. С их помощью создали рельеф как на поверхности стекла, так и на золоченом фоне.
На шейке графина по матовому фону позолоты расположили широкий пояс глянцевого полированного золота, завершающийся в верхней части рельефным пояском волнистого орнамента. Такой же поясок украсил и круглое основание трех рюмочек.
На первый взгляд может показаться, что предметы набора изготовили из золоченого металла. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что основным материалом было синее полупрозрачное стекло кобальтового оттенка. Именно его использовал мастер в своей работе. Поверх стекла автор изделия щедро нанес слой позолоты. Такой прием, когда один материал имитировал совершенно другой, довольно часто применялся в декоративно-прикладном искусстве.
Форма графина и рюмочек позволила датировать экспонат рубежом столетий. Тулово графина — полусферическое, как бы оплывающее к основанию. Такие формы были характерны для изделий в господствовавшем на рубеже веков стиле модерн.
Довольно грузная нижняя часть графина контрастирует с высокой тонкой цилиндрической шейкой, которую мастер закончил в верхней части волнистым венчиком. Небольшим рюмочкам придали цилиндрическую форму, их высокие тонкие ножки получили круглое основание.
Декор всех предметов набора построили на контрасте цвета и материала. С обильно позолоченной поверхностью эффектно контрастирует синее стекло в рокайльном обрамлении, по сути орнаменте из рельефных завитков.
Роспись в виде полихромных цветов бело-розового и голубого оттенков с белыми веточками и зелеными листьями выполнили пастозными непрозрачными эмалевыми красками. С их помощью создали рельеф как на поверхности стекла, так и на золоченом фоне.
На шейке графина по матовому фону позолоты расположили широкий пояс глянцевого полированного золота, завершающийся в верхней части рельефным пояском волнистого орнамента. Такой же поясок украсил и круглое основание трех рюмочек.