Этот вид проблескового фонаря изобрел шведский ученый Нильс Густав Дален — лауреат нобелевской премии 1912 года по физике «За изобретение автоматических регуляторов, используемых в сочетании с газовыми аккумуляторами для источников света на маяках и буях». Дален получил степени магистра и доктора в Чалмерском технологическом университете (Гётеборг, Швеция).
Самым известным изобретением Далена стал солнечный клапан, который под воздействием солнечных лучей «выключал» маяк. В 1912 году в результате взрыва газа Дален ослеп. В тот же год ему присудили Нобелевскую премию по физике. Это породило слухи о том, что премия частично была присвоена из сострадания. Несмотря на слепоту, Дален оставался во главе основанной им компании AGA, которая специализировалась на производстве газоаккумуляторов, до 1937 года.
Несмотря на то, что вручение Нобелевской премией Далену иногда ставилось под сомнение, в действительности оно соответствовало общим условиям завещания Альфреда Нобеля. Дален проводил исследования по химии ацетилена с целью получить очень яркий свет, разработал методы безопасного хранения газа и, кроме того, сконструировал тот самый клапан, способный включать маяки и буи вечером и выключать утром. Это позволило экономить огромные средства и время на обслуживании маяков, особенно — на длинном и изрезанном морском побережье Швеции.
Газовый аккумулятор в фонаре Далена состоит из герметичной емкости с раствором электролита, в который погружены электроды. Конструктивно электрод состоит из собственно угольного электрода, ионно-проницаемой мембраны и адсорбента. Принцип действия основан на обратимых окислительно-восстановительных реакциях: в процессе зарядки на электродах выделяются газы, которые поглощает адсорбент. При появлении тока нагрузки они соединяются и образуют электрический ток.
В отличие от обыкновенных, даленовские фонари с газовым питанием обладают большей светосилой и заметны на дальнем расстоянии. Преимущество фонарей этого типа состоит еще и в том, что они автоматически мигают, что очень важно для судоводителей — так они могут ориентироваться при прохождении трудных участков плеса.
Представленный в экспозиции даленовский фонарь музею в 1999 году подарил начальник Енисейского технического участка Сергей Куприянов.
Самым известным изобретением Далена стал солнечный клапан, который под воздействием солнечных лучей «выключал» маяк. В 1912 году в результате взрыва газа Дален ослеп. В тот же год ему присудили Нобелевскую премию по физике. Это породило слухи о том, что премия частично была присвоена из сострадания. Несмотря на слепоту, Дален оставался во главе основанной им компании AGA, которая специализировалась на производстве газоаккумуляторов, до 1937 года.
Несмотря на то, что вручение Нобелевской премией Далену иногда ставилось под сомнение, в действительности оно соответствовало общим условиям завещания Альфреда Нобеля. Дален проводил исследования по химии ацетилена с целью получить очень яркий свет, разработал методы безопасного хранения газа и, кроме того, сконструировал тот самый клапан, способный включать маяки и буи вечером и выключать утром. Это позволило экономить огромные средства и время на обслуживании маяков, особенно — на длинном и изрезанном морском побережье Швеции.
Газовый аккумулятор в фонаре Далена состоит из герметичной емкости с раствором электролита, в который погружены электроды. Конструктивно электрод состоит из собственно угольного электрода, ионно-проницаемой мембраны и адсорбента. Принцип действия основан на обратимых окислительно-восстановительных реакциях: в процессе зарядки на электродах выделяются газы, которые поглощает адсорбент. При появлении тока нагрузки они соединяются и образуют электрический ток.
В отличие от обыкновенных, даленовские фонари с газовым питанием обладают большей светосилой и заметны на дальнем расстоянии. Преимущество фонарей этого типа состоит еще и в том, что они автоматически мигают, что очень важно для судоводителей — так они могут ориентироваться при прохождении трудных участков плеса.
Представленный в экспозиции даленовский фонарь музею в 1999 году подарил начальник Енисейского технического участка Сергей Куприянов.