#1
Птицеголовый идол, Прорезная бляха
#7
#8
#2
Ценная часть археологической коллекции Березниковского музея — предметы культового литья пермского звериного стиля. Среди них есть действительно уникальный экспонат — трехголовый птицевидный идол, аналогов которого пока не обнаружено. Археологи датируют его VIII–IX веком.
Этот амулет нашли в районе деревни Володин Камень Усольского района Пермского края и передали в музей в 1996 году. Амулет представляет собой плоскую бронзовую фигуру птицы с тремя выпуклыми человеческими головами, каждая из которых увенчана головой хищной птицы. Крылья идола опущены почти под прямым углом вниз. В центре фигуры — выпуклое изображение двух голов ящеров.
Хвост идола состоит из четырех перьев. Крылья и хвост покрыты орнаментом из ложной зерни — мелких украшений в форме шариков. С обратной стороны в верхней части голов располагались три петли для крепления.
Звериный стиль — это условное название художественных стилей в древнем и средневековом декоративном искусстве. Основа звериного стиля — стилизованные, то есть упрощенные, изображения реальных и фантастических животных и частей их тела. Для этого стиля характерно натуралистичное подчеркивание отдельных анатомических деталей — голов, глаз, когтей.
Те образцы звериного стиля, которые находили в пределах Пермской губернии, начали называть пермским звериным стилем. Историки посвятили немало времени изучению этого любопытного вида искусства Прикамья. По этим «чудским древностям» ученые пытаются изучать мировоззрение древних коми-пермяков, приблизиться к их пониманию красоты и устройства мира. Однако до сих пор окончательный смысл предметов пермского звериного стиля не ясен.
Известно, что как и древние египтяне, предки коми-пермяков были солнцепоклонниками и обожествляли животный мир. Возможно, образ птицы в амулете связан с мифологией древних коми, в которой матерью-прародительницей всего живого была утка.
Согласно финно-угорскому сюжету о сотворении мира, утка доставала землю со дна первичного океана или сносила яйцо, из которого происходили земля, небо, светила. По сути, утка символизировала космическую силу, ответственную за мироздание. Древние коми-пермяки считали утку символом плодородия и благополучия.
Этот амулет нашли в районе деревни Володин Камень Усольского района Пермского края и передали в музей в 1996 году. Амулет представляет собой плоскую бронзовую фигуру птицы с тремя выпуклыми человеческими головами, каждая из которых увенчана головой хищной птицы. Крылья идола опущены почти под прямым углом вниз. В центре фигуры — выпуклое изображение двух голов ящеров.
Хвост идола состоит из четырех перьев. Крылья и хвост покрыты орнаментом из ложной зерни — мелких украшений в форме шариков. С обратной стороны в верхней части голов располагались три петли для крепления.
Звериный стиль — это условное название художественных стилей в древнем и средневековом декоративном искусстве. Основа звериного стиля — стилизованные, то есть упрощенные, изображения реальных и фантастических животных и частей их тела. Для этого стиля характерно натуралистичное подчеркивание отдельных анатомических деталей — голов, глаз, когтей.
Те образцы звериного стиля, которые находили в пределах Пермской губернии, начали называть пермским звериным стилем. Историки посвятили немало времени изучению этого любопытного вида искусства Прикамья. По этим «чудским древностям» ученые пытаются изучать мировоззрение древних коми-пермяков, приблизиться к их пониманию красоты и устройства мира. Однако до сих пор окончательный смысл предметов пермского звериного стиля не ясен.
Известно, что как и древние египтяне, предки коми-пермяков были солнцепоклонниками и обожествляли животный мир. Возможно, образ птицы в амулете связан с мифологией древних коми, в которой матерью-прародительницей всего живого была утка.
Согласно финно-угорскому сюжету о сотворении мира, утка доставала землю со дна первичного океана или сносила яйцо, из которого происходили земля, небо, светила. По сути, утка символизировала космическую силу, ответственную за мироздание. Древние коми-пермяки считали утку символом плодородия и благополучия.
#3
Полное наименование: Амулет в виде птицевидного трехглавого идола
Дата создания: VIII–IX века
Техника: бронза, литье в односторонней форме
Техника: бронза, литье в односторонней форме
Место создания: деревня Володин Камень
Размеры: 12×11 см
Коллекция: Археология
Правообладатель изображений: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова»
Размеры: 12×11 см
Коллекция: Археология
Правообладатель изображений: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова»
#9
Прорезная бляха
#10
#5
В Пермском крае часто находят произведения древнего искусства медно-бронзового литья. Это искусство называли «чудским», «шаманским», а в 1920-е годы за ним закрепилось название пермского звериного стиля.
Истоки пермского звериного стиля лежат в глубокой древности народов, населяющих Европейский северо-восток. Расцвет его пришелся на VI–VIII века, которые известный русский археолог Александр Спицын называл «золотым веком». В это время, по мнению многих ученых, закладывались этнические основы северо-уральских народов — коми-пермяков, коми, удмуртов, ханты и манси.
Пермский звериный стиль объединял бронзовую художественную пластику VI–XII веков, созданную средневековой цивилизацией Урала. В центре Евразии пересекались три дороги в Сибирь из Европы и Средней Азии: византийский, иранский и скандинавский пути. У «ворот Сибири», в месте пересечения дорог в Верхнем Прикамье, возникла цивилизация с особой культурой, оставившая свой пантеон богов и духов, воплощенных в металле. Ученые дали ей название Ломоватовской культуры, по реке Ломоватовка.
На территории Прикамья очень рано зародилась металлургия. Недалеко от современного села Оралово обнаружили литейные формы и тигли — емкости для литья меди, относящиеся еще к X–IX векам до нашей эры.
Представления древнего населения Верхнего Прикамья о мироздании, культе предков нашли свое воплощение в медных и бронзовых пластинках пермского звериного стиля. Изображенные на них символы олицетворяют мифы коми-пермяков о Древней Пермской земле. Так, лось — общий предок народов коми, утка — мать прародительница Земли и всего живущего на ней, щука — царица подводного царства, ящер — хозяин подземного мира, медведь — хозяин леса.
На бляхе в коллекции Березниковского музея, найденной в районе деревни Зуево, изображена семья, стоящая на ящере под небосводом из лосиных голов. Этот сюжет олицетворяет связь подземного и небесного мира, прошлого и будущего. Подобные бляхи выполняли функцию оберега, в центре таких амулетов всегда находился человек или семья.
Истоки пермского звериного стиля лежат в глубокой древности народов, населяющих Европейский северо-восток. Расцвет его пришелся на VI–VIII века, которые известный русский археолог Александр Спицын называл «золотым веком». В это время, по мнению многих ученых, закладывались этнические основы северо-уральских народов — коми-пермяков, коми, удмуртов, ханты и манси.
Пермский звериный стиль объединял бронзовую художественную пластику VI–XII веков, созданную средневековой цивилизацией Урала. В центре Евразии пересекались три дороги в Сибирь из Европы и Средней Азии: византийский, иранский и скандинавский пути. У «ворот Сибири», в месте пересечения дорог в Верхнем Прикамье, возникла цивилизация с особой культурой, оставившая свой пантеон богов и духов, воплощенных в металле. Ученые дали ей название Ломоватовской культуры, по реке Ломоватовка.
На территории Прикамья очень рано зародилась металлургия. Недалеко от современного села Оралово обнаружили литейные формы и тигли — емкости для литья меди, относящиеся еще к X–IX векам до нашей эры.
Представления древнего населения Верхнего Прикамья о мироздании, культе предков нашли свое воплощение в медных и бронзовых пластинках пермского звериного стиля. Изображенные на них символы олицетворяют мифы коми-пермяков о Древней Пермской земле. Так, лось — общий предок народов коми, утка — мать прародительница Земли и всего живущего на ней, щука — царица подводного царства, ящер — хозяин подземного мира, медведь — хозяин леса.
На бляхе в коллекции Березниковского музея, найденной в районе деревни Зуево, изображена семья, стоящая на ящере под небосводом из лосиных голов. Этот сюжет олицетворяет связь подземного и небесного мира, прошлого и будущего. Подобные бляхи выполняли функцию оберега, в центре таких амулетов всегда находился человек или семья.
#6
Полное наименование: Прорезная бляха с изображением семьи, стоящей на ящере
Дата создания: IX–XI века
Техника: литье в форме
Дата создания: IX–XI века
Техника: литье в форме
Размеры: 60×40×3 мм
Коллекция: Археология
Коллекция: Археология
Правообладатель изображений: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Березниковский историко-художественный
музей им. И.Ф. Коновалова»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Птицеголовый идол, Прорезная бляха
Выставка
1

Открыть в приложении
Поделиться