Рама с двадцатью клеймами, созданная в 1690-х годах для иконы Ярославской Казанской Богоматери, считается ярким образцом XVII столетия — золотого века ярославской иконописи.
Сама чудотворная икона относится к 1588 году. Она была создана в Казани, затем перенесена в Романов (современный Тутаев) и позднее оказалась в Ярославле, у земского старосты Василия Лыткина. Здесь образ прославился чудесами, в честь него был воздвигнут Казанский женский монастырь. С 1931 года местонахождение иконы неизвестно.
В клеймах рамы представлена история явления иконы Богоматери в Казани в 1579 году. Это уникальная изобразительная летопись Смутного времени в искусстве Древней Руси, отражающая прочную историческую память о том, как Ярославль четыре месяца 1612 года пробыл столицей Русского государства.
В центральной вертикали рамы изображена Пресвятая Троица, композиции на трех клеймах посвящены славе Девы Марии. По сторонам, вверху располагаются клейма. Каждое представляет собой многоплановую миниатюру с динамичным сюжетом и живым ракурсом фигур.
До реставрации иконы ее происхождение и автор оставались неизвестными. Только в 2001 году после реставрации (реставратор — мастер высшей категории Наталья Ивановна Бетина) ученые стали исследовать памятник и пришли к мнению о возможном авторе. Предположительно, им был знаменитый ярославский иконописец Башка Лаврентий Севастьянов (Иларион Савостьянов, 1653 — до 1717 гг.). Он жил в приходе Воскресенской церкви в Сретенской сотне, там же находилась его обширная мастерская. Известно, что его руке принадлежат росписи в церкви Спаса Нерукотворного (1676 г.) и два местных образа, написанные для Ярославской Фёдоровской церкви: Троица и «Никола с чудесами» (Никола с житием в 24 клеймах). В 1693 году иконописец возглавил городскую артель.
Такие выводы ученые сделали, сопоставив «Раму» из Ярославского музея с «Рамой», бывшей в Казанском монастыре; документальных доказательств пока не найдено.
В течение долгого времени за право хранить раму чудотворного образа спорили представители Русской православной церкви и сотрудники музеев. Поскольку оригинал памятника находится в очень хрупком состоянии, его решено было оставить в Ярославском художественном музее под пристальным вниманием реставраторов. В Казанский монастырь в ноябре 2013 года была передана специально изготовленная точная копия рамы со всеми клеймами.
Сама чудотворная икона относится к 1588 году. Она была создана в Казани, затем перенесена в Романов (современный Тутаев) и позднее оказалась в Ярославле, у земского старосты Василия Лыткина. Здесь образ прославился чудесами, в честь него был воздвигнут Казанский женский монастырь. С 1931 года местонахождение иконы неизвестно.
В клеймах рамы представлена история явления иконы Богоматери в Казани в 1579 году. Это уникальная изобразительная летопись Смутного времени в искусстве Древней Руси, отражающая прочную историческую память о том, как Ярославль четыре месяца 1612 года пробыл столицей Русского государства.
В центральной вертикали рамы изображена Пресвятая Троица, композиции на трех клеймах посвящены славе Девы Марии. По сторонам, вверху располагаются клейма. Каждое представляет собой многоплановую миниатюру с динамичным сюжетом и живым ракурсом фигур.
До реставрации иконы ее происхождение и автор оставались неизвестными. Только в 2001 году после реставрации (реставратор — мастер высшей категории Наталья Ивановна Бетина) ученые стали исследовать памятник и пришли к мнению о возможном авторе. Предположительно, им был знаменитый ярославский иконописец Башка Лаврентий Севастьянов (Иларион Савостьянов, 1653 — до 1717 гг.). Он жил в приходе Воскресенской церкви в Сретенской сотне, там же находилась его обширная мастерская. Известно, что его руке принадлежат росписи в церкви Спаса Нерукотворного (1676 г.) и два местных образа, написанные для Ярославской Фёдоровской церкви: Троица и «Никола с чудесами» (Никола с житием в 24 клеймах). В 1693 году иконописец возглавил городскую артель.
Такие выводы ученые сделали, сопоставив «Раму» из Ярославского музея с «Рамой», бывшей в Казанском монастыре; документальных доказательств пока не найдено.
В течение долгого времени за право хранить раму чудотворного образа спорили представители Русской православной церкви и сотрудники музеев. Поскольку оригинал памятника находится в очень хрупком состоянии, его решено было оставить в Ярославском художественном музее под пристальным вниманием реставраторов. В Казанский монастырь в ноябре 2013 года была передана специально изготовленная точная копия рамы со всеми клеймами.