Образ Корсунской Богоматери — один из древнейших, по преданию, он был написан евангелистом Лукой. Как следует из названия, икона происходила из города Корсуни, современного Херсонеса. Поэтому «корсунскими» в XVI–XVII веках называли любые святыни, связанные с этим местом, которые пользовались особенным почитанием.
Существует две основные версии того, как этот образ пришел на Русь. Возможно, его привез князь Владимир, принявший в Корсуни святое крещение. Образ установили в новгородском Софийском соборе, а позднее перенесли в Успенский собор в Московском Кремле. Согласно другой версии, икона была написана в XII веке и преподнесена в подарок княжне Ефросинии Полоцкой. Возможно, обе версии верны и речь идет только о разных списках.
Другое название этой иконы — Ефесская. В Библии Ефес упоминается как место, где после распятия Христа искали защиты от преследований Богородица и сопровождавший ее апостол Иоанн Богослов.
Изначально «корсунскими» считали только иконы типа Одигитрия, однако позднее к ним стали относить и тип Елеуса (от греческого «милующая»), сокращенный (оплечный) вариант «Умиления». Это один из наиболее распространенных и самых лиричных типов богородичных икон, пронизанный любовью и взаимным доверием Матери и Сына. Искусствоведы указывают и на символическое значение: образ Богородицы олицетворяет людской род или душу человеческую в тесном общении с Господом, образ Младенца трактуется как символ безусловной божественной любви к людям.
Обычно такие иконы делали небольшого размера и ставили в домах. Представленный образец, судя по размерам, предназначался для церковного иконостаса, где помещался в ряду местных икон. Это довольно редкий пример использования образа.
XVII век считается золотым веком ярославского искусства. В эти годы, благодаря стараниям купцов и ценителей искусства, в Ярославле появилось много каменных храмов, а у иконописцев появилась возможность проявить свое мастерство.
Почитание данной иконы связано с ярославской церковью Димитрия Солунского.
Существует две основные версии того, как этот образ пришел на Русь. Возможно, его привез князь Владимир, принявший в Корсуни святое крещение. Образ установили в новгородском Софийском соборе, а позднее перенесли в Успенский собор в Московском Кремле. Согласно другой версии, икона была написана в XII веке и преподнесена в подарок княжне Ефросинии Полоцкой. Возможно, обе версии верны и речь идет только о разных списках.
Другое название этой иконы — Ефесская. В Библии Ефес упоминается как место, где после распятия Христа искали защиты от преследований Богородица и сопровождавший ее апостол Иоанн Богослов.
Изначально «корсунскими» считали только иконы типа Одигитрия, однако позднее к ним стали относить и тип Елеуса (от греческого «милующая»), сокращенный (оплечный) вариант «Умиления». Это один из наиболее распространенных и самых лиричных типов богородичных икон, пронизанный любовью и взаимным доверием Матери и Сына. Искусствоведы указывают и на символическое значение: образ Богородицы олицетворяет людской род или душу человеческую в тесном общении с Господом, образ Младенца трактуется как символ безусловной божественной любви к людям.
Обычно такие иконы делали небольшого размера и ставили в домах. Представленный образец, судя по размерам, предназначался для церковного иконостаса, где помещался в ряду местных икон. Это довольно редкий пример использования образа.
XVII век считается золотым веком ярославского искусства. В эти годы, благодаря стараниям купцов и ценителей искусства, в Ярославле появилось много каменных храмов, а у иконописцев появилась возможность проявить свое мастерство.
Почитание данной иконы связано с ярославской церковью Димитрия Солунского.