Этот предмет предназначен для проделывания одного из этапов обработки крапивы — расчесывания. Представители народности ханты еще в начале XX века укрывались крапивными одеялами, ловили рыбу крапивными сетями, пользовались канатами из крапивы. Из непряденых волокон вили веревки и канаты.
Сначала волокна в течение суток вымачивали в отваре коры лиственницы для прочности. Затем делили на две части, одну из которых окрашивали в черный цвет отваром ржавого мха. Скрученные из волокон двух цветов веревки поражали неповторимостью рисунка.
Отходы крапивы использовали как паклю — для прокладки между бревнами и заделывания щелей при строительстве новой избушки.
Из крапивных волокон вязали сети, изготавливали разного диаметра и длины веревки для бытовых и промысловых нужд. Эти изделия обладали высокой прочностью и часто использовались в рыболовном и охотничьем промыслах.
Женщины изготавливали из волокон крапивы и домашние циновки.
Холст из крапивы женщины народов ханты ткали еще два века назад. Эта технология была широко распространена. Однако в начале XIX века в России стало развиваться фабричное хлопчатобумажное производство, ткани из хлопка резко подешевели. Коренным местным жителям стало проще обменять продукты традиционного промысла на готовые отрезы хлопчатобумажной ткани, чем самим ткать холст из крапивы. Ведь такое кустарное производство было очень трудоемким. Поэтому технология изготовления крапивного холста была полностью утрачена.
Станки, на которых ткали холсты из крапивы у народов ханты и манси до начала XIX века, мало чем отличались от других ткацких станков того времени, использовавшихся в домашнем хозяйстве. Основная разница в технологии производства такой ткани состояла в первичной обработке исходного сырья и выработке кудели. Старинная технология получения крапивного волокна состояла из следующих этапов: сбор сырья, сушение, вымачивание, обминание, трепание, ошмыгивание; вычесывание, прядение.
Сегодня технология промысла изделий из крапивы восстановлена, но только в формате научно-исследовательской деятельности музеев.