В собрании музея хранится монета из белого металла с портретом императрицы Екатерины II в профиль.
Такое изображение самодержицы стало популярным после знаменитого коронационного портрета кисти Федора Рокотова: этот тип даже стали упоминать под названием «Тип Рокотова». Исследователи считают, что профиль императрицы похож на античную камею и поэтому отличается «идеальным, вневременным характером». Именно поэтому он хорошо подходил для чеканки на монетах и медалях.
Из-за того что в монетке просверлена дырка, можно предположить, что она была частью «монисто» — женского украшения для шеи. Такие уборы выглядят как ожерелья из одной или нескольких нитей, на которые нанизаны монеты, бусины, полудрагоценные камни, кораллы, янтарь и другие элементы.
Монисто были в ходу во многих культурах: у цыган, у русских, у народов Поволжья — мордвы, чувашей, башкир. Многие женщины держали дома по два варианта ожерелий: одно повседневное в три или семь монет и одно праздничное — намного наряднее и тяжелее. Второе надевали на выход в церковь или на светские мероприятия. Добротное монисто обязательно включало несколько иностранных или редких монет. У разных народов вес такого нагрудника мог доходить до нескольких килограммов и насчитывать больше сотни подвесок.
Техника их изготовления была разнообразной. В элементах проделывали дырочки и нанизывали на нить, кроме того, девушки шили круглые воротники и прикрепляли украшения нитками к ткани. Монисто считалось семейной ценностью и передавалось через поколения от матери к старшей дочери. Остальным дочерям приходилось делать его своими руками.
Такие ожерелья одновременно считались оберегом и сообщали о социальном статусе владельца. После революции органы советской власти стали изымать эти ценности у зажиточных семей как зерно или домашний скот. Люди прятали реликвии в укромных местах, закапывали под землю. Но во время Великой Отечественной войны многие сами понесли сдавать украшения на переплавку: для создания оружия требовались драгметаллы, и люди отдавали последние ценности, чтобы помочь фронту.
Такое изображение самодержицы стало популярным после знаменитого коронационного портрета кисти Федора Рокотова: этот тип даже стали упоминать под названием «Тип Рокотова». Исследователи считают, что профиль императрицы похож на античную камею и поэтому отличается «идеальным, вневременным характером». Именно поэтому он хорошо подходил для чеканки на монетах и медалях.
Из-за того что в монетке просверлена дырка, можно предположить, что она была частью «монисто» — женского украшения для шеи. Такие уборы выглядят как ожерелья из одной или нескольких нитей, на которые нанизаны монеты, бусины, полудрагоценные камни, кораллы, янтарь и другие элементы.
Монисто были в ходу во многих культурах: у цыган, у русских, у народов Поволжья — мордвы, чувашей, башкир. Многие женщины держали дома по два варианта ожерелий: одно повседневное в три или семь монет и одно праздничное — намного наряднее и тяжелее. Второе надевали на выход в церковь или на светские мероприятия. Добротное монисто обязательно включало несколько иностранных или редких монет. У разных народов вес такого нагрудника мог доходить до нескольких килограммов и насчитывать больше сотни подвесок.
Техника их изготовления была разнообразной. В элементах проделывали дырочки и нанизывали на нить, кроме того, девушки шили круглые воротники и прикрепляли украшения нитками к ткани. Монисто считалось семейной ценностью и передавалось через поколения от матери к старшей дочери. Остальным дочерям приходилось делать его своими руками.
Такие ожерелья одновременно считались оберегом и сообщали о социальном статусе владельца. После революции органы советской власти стали изымать эти ценности у зажиточных семей как зерно или домашний скот. Люди прятали реликвии в укромных местах, закапывали под землю. Но во время Великой Отечественной войны многие сами понесли сдавать украшения на переплавку: для создания оружия требовались драгметаллы, и люди отдавали последние ценности, чтобы помочь фронту.