Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Югорское наследие»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Мужской, детский и женский сак, Сосуд для пороха

0
Открыть в приложении
#1
Мужской, детский и женский сак, Сосуд для пороха
#18
Каюкова П.Д.
Мужской зимний сак
#17
На территории Нефтеюганского района живет две группы хантов — салымские и юганские. Различия в их культурах прослеживаются в языке, традиционном хозяйстве, промыслах и в одежде.

После освоения Сибири уклад салымцев начал меняться, в том числе изменилось отношение к национальному костюму. Салымские ханты приобретали недорогие русские одеяния, а самобытную одежду почти не носили. Юганские ханты, напротив, продолжали шить из шкур, более того, их традиционные наряды до сих пор не вышли из употребления.

Долгое время считалось, что в климатических условиях Севера могла сформироваться одежда только глухого кроя. Однако исследователи выяснили, что это неверно. В Музее реки Обь экспонируется редкий мужской зимний сак юганской группы хантов. Сак — общее название для женской и мужской распашной одежды.

Сак шили из ткани, меха. У каждого северного народа были свои разновидности этих распашных одеяний. Сак восточной группы, к которой относятся юганские ханты, отличается тем, что его правая пола запахивается на левую сторону, а затем подпоясывается мягким длинным поясом. У остальных групп хантов полы соединяются встык, и пояс практически не используется. По мнению исследователей, сак ханты могли унаследовать у древних тюрков, которые пришли в Сибирь с юга. Тюрки носили длинные халаты с запахом налево, вдоль верхней полы нашивалась широкая полоса ткани другого цвета.

Мужской зимний сак из экспозиции «Югорское наследие» сшили из сукна темно-синего цвета и меха выдры. На лицевой стороне изделия расположены пять пар завязок из светло-серой ровдуги — замши из оленьей кожи. Правая пола и низ отделаны мехом. Из-за особенностей запаха декорирована в основном правая сторона одежды. Подкладка зимнего сака сшита сухожильными нитями из овчины и шкурок чернозобой гагары, лебедя и зайца.

Обские угры часто использовали шкурки птиц для шитья. Первые упоминания об одежде с оперением птиц встречаются в этнографических источниках в начале XVIII века. Дольше всего шкурки гагар были в ходу у восточных хантов — до начала XX века. Вещей из шкур птиц сохранилось немного, потому что это непрочный материал. Коренные жители Крайнего Севера охотились на чернозобую гагару не только из-за шкурки, но и ради мяса. В наши дни охота на гагару прекращена, а в некоторых регионах эта птица включена в Красную книгу.

Пушнина, как материал для подклада, имеет преимущества перед шкурами оленя и лося: она более прочная и легкая, в ней можно свободно и бесшумно передвигаться. Подклад из пушнины и шкурок птиц гарантировал хозяину одежды тепло и защиту от влаги.
#16
Полное наименование: Мужской зимний сак
Автор: Каюкова П.Д.
Дата создания: 1980-е годы
Техника: выделка
Место создания: Нефтеюганский район
Размеры: длина рукава — 46 см, длина переда — 123 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
№ Госкаталога: 22836293
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#19
Каюкова Ф.Ф.
Сак детский
#20
Ханты — один из коренных малочисленных народов Сибири. Этноним «ханты» образован от самоназвания «хантэ», что обозначает «человек». На Руси их называли остяками. К традиционным занятиям хантов относятся речное рыболовство и оленеводство. Также они издревле собирали ягоды и орехи, охотились на пушных зверей, медведей и лосей.

Одежду представители этого народа шили из шкур и меха животных, рыбьей кожи и шкурок птиц, сукна, льняного и крапивного холста. Повседневные и обрядовые наряды расшивали традиционными узорами.
Одежда для детей по покрою не отличалась от взрослой. Однако были различия в деталях, украшениях и орнаментации.

Детскую зимнюю распашную одежду — у хантов она называется «сак» — украшали особым прямоугольником ткани. Его расшивали цветными пуговицами и подвесками в виде цепочек с монетками и бусинами на концах. Считалось, что звон монет и бусин отпугивает злых духов. Крепили этот кусок ткани к меховому воротнику, который изготавливали из беличьих или птичьих шкурок.

В экспозиции «Югорское наследие» представлена детская шуба. Сак изготовила в 1990 году для своей дочери Феодосия Каюкова из стойбища Тукан 1 Нефтеюганского района. Шуба сшита из красного вельвета. Широкий воротник из кусочков меха беличьих лапок лопастями опускается на грудь. Подкладку сака мастерица выполнила из стеганой хлопковой фуфайки белого цвета с орнаментом в виде голубого и красного гороха. Рукавицы из оленьего меха пришиты к рукавам шубы. Полы отделаны мехом выдры. Мех этого животного не только теплый, но и долго не изнашивается, поэтому из него часто шьют одежду и детям, и взрослым.

По краям сак украшает орнаментированная бисерная лента. На одежду девочек полосы орнамента начинают нашивать после появления у них первых зубов. Поскольку сак запахивается правой полой наверх, то и декорируют правую полу больше, чем левую. Орнаменты располагают на некотором расстоянии от края полы, по подолу чуть выше колена, а также по низу рукавов. Узор всегда обозначает, к какой группе хантов относится владелица сака.

В наши дни ханты носят и современную одежду, и традиционные наряды.
#15
Полное наименование: Сак детский
Автор: Каюкова Ф.Ф.
Дата создания: 1990 год
Техника: шитье ручное
Место создания: Нефтеюганский район
Размеры: длина переда — 70,5 см; длина рукава — 36 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#21
Каюкова Л.И.
Сак женский
#22
В этнографической коллекции музейного комплекса хранится традиционная женская одежда юганских хантов. В отличие от мужской, она не так быстро исчезает из обихода, хотя со временем ее детали меняются.

Днем хантыйские женщины поверх нижней рубахи надевали халат — сак. Сак — общее название для распашной одежды обских угров, выполненной из разных материалов. По покрою женский сак не отличался от мужского, но всегда был ниже колен. Правая пола распашной одежды заходила на левую и крепилась с ней при помощи завязок из ткани, ровдуги (замши) или кожи.

Сак обычно шили однотонным, преимущественно использовали темно-красную, темно-синюю или темно-зеленую ткань. У хантов существовали суеверия, связанные с цветом одежды. Например, в красном халате нельзя было ходить в лес: считалось, что может напасть змея или медведь. На праздник не надевали одежды черных цветов.

Для украшения традиционных нарядов ханты использовали полосы из контрастной ткани и бисерные орнаментированные накладки. Такие узоры выполняли не только декоративную функцию: по орнаменту на обуви и одежде можно было определить, к какому роду относится женщина.

Самые узкие полосы пришивали на концы рукавов, самую широкую — на подол. В некоторых случаях, например на поминки, бисерные украшения снимали. Исследователи предполагают, что юганцы изначально могли носить однотонную одежду. Когда появилась традиция нашивать полосы контрастной ткани на женскую распашную одежду у юганских хантов, достоверно установить не удалось. До сих пор это остается предметом дискуссии в научных кругах.

Летний женский сак из экспозиции «Югорское наследие» был изготовлен в 1993 году. Его сшила Лидия Каюкова из стойбища Каюковых, расположенного в Нефтеюганском районе. Материалом для сака послужило сукно темно-зеленого цвета. Халат мастерица отделала сукном красного и синего цветов. Правая пола держится на левой с помощью двух пар завязок. Для создания декора использовался бисер оранжевого, красного, синего и зеленого цветов. Хантыйские женщины шьют и носят сак и в наши дни, они сохраняют традиции изготовления национальной одежды.
#6
Полное наименование: Сак женский
Автор: Каюкова Л.И.
Дата создания: 1993 год
Техника: шитье, бисероплетение
Место создания: Нефтеюганский район
Размеры: длина переда — 109 см, длина рукава — 37 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#23
Сосуд для хранения пороха
#24
В XVI веке Западная Сибирь вошла в состав Российского государства. Русские промысловики получали у местного населения знания, необходимые для выживания в суровой и еще не изведанной местности, учились добывать себе пищу. Но они и сами внесли вклад в привычный образ жизни обских угров, в том числе и в промысел. Именно с приходом русских связано распространение в Сибири огнестрельного оружия, которое к XIX веку практически вытеснило ручные луки и самострелы из жизни местных охотников.

Огнестрельное оружие входило в обиход обских угров постепенно. Охотники с ружьями добывали больше животных, чем с луками, а звуки выстрелов распугивали дичь. Поэтому те, кто пользовался традиционными методами охоты, негативно реагировали на новшества.

Первые образцы оружия были дульнозарядными, в них использовался дымный порох. Поэтому обязательным атрибутом снаряжения охотника стала пороховница — емкость для хранения и переноски небольшого количества пороха. Кроме нее, ханты носили мерки для пороха, мешочки для пыжей, пуль и дробей.

Существовало несколько видов пороховниц: круглые деревянные и емкости из коровьего рога.
Исследования показали, что, несмотря на доступность деревянных приспособлений, ханты продолжали изготавливать пороховницы из рогов своих домашних оленей. Емкости плотно закрывались крышкой, а с помощью тонких кожаных ремешков их можно было привязать к поясу.

Стоимость пороха всегда была высока, поэтому к его хранению и использованию относились ответственно. Поровницы изготавливали легкими, удобными и прочными. Среди всего остального охотничьего снаряжения они выделялись изяществом форм и особым декоративным оформлением.

Пороховница из фондов Нефтеюганского историко-художественного музейного комплекса изготовлена в 1990-е годы. При ее создании использовали рог, дерево и сухожильные нити. На изделие нанесли орнамент в виде кругов и треугольников, напоминающий чумы. Рисунки отпечатали с помощью штампа. Предмет обнаружили на территории заброшенного стойбища, расположенного в районе реки Самсоновки.
#12
Полное наименование: Сосуд для хранения пороха
Дата создания: 1990-е годы
Техника: деревообработка, выделка
Место создания: Территория современного Нефтеюганского района
Размеры: высота — 13,5 см и 9 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
#14
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Мужской, детский и женский сак, Сосуд для пороха

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%