На территории Нефтеюганского района живет две группы хантов — салымские и юганские. Различия в их культурах прослеживаются в языке, традиционном хозяйстве, промыслах и в одежде.
После освоения Сибири уклад салымцев начал меняться, в том числе изменилось отношение к национальному костюму. Салымские ханты приобретали недорогие русские одеяния, а самобытную одежду почти не носили. Юганские ханты, напротив, продолжали шить из шкур, более того, их традиционные наряды до сих пор не вышли из употребления.
Долгое время считалось, что в климатических условиях Севера могла сформироваться одежда только глухого кроя. Однако исследователи выяснили, что это неверно. В Музее реки Обь экспонируется редкий мужской зимний сак юганской группы хантов. Сак — общее название для женской и мужской распашной одежды.
Сак шили из ткани, меха. У каждого северного народа были свои разновидности этих распашных одеяний. Сак восточной группы, к которой относятся юганские ханты, отличается тем, что его правая пола запахивается на левую сторону, а затем подпоясывается мягким длинным поясом. У остальных групп хантов полы соединяются встык, и пояс практически не используется. По мнению исследователей, сак ханты могли унаследовать у древних тюрков, которые пришли в Сибирь с юга. Тюрки носили длинные халаты с запахом налево, вдоль верхней полы нашивалась широкая полоса ткани другого цвета.
Мужской зимний сак из экспозиции «Югорское наследие» сшили из сукна темно-синего цвета и меха выдры. На лицевой стороне изделия расположены пять пар завязок из светло-серой ровдуги — замши из оленьей кожи. Правая пола и низ отделаны мехом. Из-за особенностей запаха декорирована в основном правая сторона одежды. Подкладка зимнего сака сшита сухожильными нитями из овчины и шкурок чернозобой гагары, лебедя и зайца.
Обские угры часто использовали шкурки птиц для шитья. Первые упоминания об одежде с оперением птиц встречаются в этнографических источниках в начале XVIII века. Дольше всего шкурки гагар были в ходу у восточных хантов — до начала XX века. Вещей из шкур птиц сохранилось немного, потому что это непрочный материал. Коренные жители Крайнего Севера охотились на чернозобую гагару не только из-за шкурки, но и ради мяса. В наши дни охота на гагару прекращена, а в некоторых регионах эта птица включена в Красную книгу.
Пушнина, как материал для подклада, имеет преимущества перед шкурами оленя и лося: она более прочная и легкая, в ней можно свободно и бесшумно передвигаться. Подклад из пушнины и шкурок птиц гарантировал хозяину одежды тепло и защиту от влаги.
После освоения Сибири уклад салымцев начал меняться, в том числе изменилось отношение к национальному костюму. Салымские ханты приобретали недорогие русские одеяния, а самобытную одежду почти не носили. Юганские ханты, напротив, продолжали шить из шкур, более того, их традиционные наряды до сих пор не вышли из употребления.
Долгое время считалось, что в климатических условиях Севера могла сформироваться одежда только глухого кроя. Однако исследователи выяснили, что это неверно. В Музее реки Обь экспонируется редкий мужской зимний сак юганской группы хантов. Сак — общее название для женской и мужской распашной одежды.
Сак шили из ткани, меха. У каждого северного народа были свои разновидности этих распашных одеяний. Сак восточной группы, к которой относятся юганские ханты, отличается тем, что его правая пола запахивается на левую сторону, а затем подпоясывается мягким длинным поясом. У остальных групп хантов полы соединяются встык, и пояс практически не используется. По мнению исследователей, сак ханты могли унаследовать у древних тюрков, которые пришли в Сибирь с юга. Тюрки носили длинные халаты с запахом налево, вдоль верхней полы нашивалась широкая полоса ткани другого цвета.
Мужской зимний сак из экспозиции «Югорское наследие» сшили из сукна темно-синего цвета и меха выдры. На лицевой стороне изделия расположены пять пар завязок из светло-серой ровдуги — замши из оленьей кожи. Правая пола и низ отделаны мехом. Из-за особенностей запаха декорирована в основном правая сторона одежды. Подкладка зимнего сака сшита сухожильными нитями из овчины и шкурок чернозобой гагары, лебедя и зайца.
Обские угры часто использовали шкурки птиц для шитья. Первые упоминания об одежде с оперением птиц встречаются в этнографических источниках в начале XVIII века. Дольше всего шкурки гагар были в ходу у восточных хантов — до начала XX века. Вещей из шкур птиц сохранилось немного, потому что это непрочный материал. Коренные жители Крайнего Севера охотились на чернозобую гагару не только из-за шкурки, но и ради мяса. В наши дни охота на гагару прекращена, а в некоторых регионах эта птица включена в Красную книгу.
Пушнина, как материал для подклада, имеет преимущества перед шкурами оленя и лося: она более прочная и легкая, в ней можно свободно и бесшумно передвигаться. Подклад из пушнины и шкурок птиц гарантировал хозяину одежды тепло и защиту от влаги.