Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История Каргополья»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Сани

Время создания
конец XIX — начало XX века
Место создания
Российская империя
Размер
97x195x138 см
Техника
дерево, железо, столярная работа, ковка, токарная работа, гнутье
0
Открыть в приложении
#1
Сани
#2
В снежных северных краях сани издревле были незаменимой в быту вещью. По предназначению они подразделялись на грузовые, хозяйственно-бытовые и пассажирские.
 
В собрании музея хранятся пассажирские сани. Они более маневренные и скоростные, чем остальные типы. У пассажирских экипажей, как правило, открытый кузов с относительно высокими бортами, в котором мастера обязательно монтировали сидение, а также удобную спинку с подголовником.
 
Кузов устанавливали на двух полозьях и крепили его к ним при помощи копыльев — специальных коротких брусков из дерева или железных скоб. На санях из собрания музея полозья снизу по всей длине окованы полосами металла для прочности.
 
Обычные сани жители изготавливали самостоятельно, а вот нарядные выездные изделия создавали мастера-профессионалы. Промысел по изготовлению экипажей назывался экипажно-колесным. Каргопольский уезд славился этим видом работ. Олонецкий статистический губернский комитет даже отмечал, что здесь мастера создавали экипажи лучших фасонов и отделки.

Самым крупным центром изготовления к концу XIX века была Нифантовская волость, где насчитывалось 117 кустарей. В соседнем Вытегорском уезде такой центр находился в Шильдской волости.

Мастера-экипажники получали неплохие по тем временам дополнительные доходы: от 50 до 80 рублей в год (при том, что основная средняя зарплата рабочих в России за весь год составляла 150–300 рублей). Неокованные сани можно было купить на месте за 4–5 рублей, заказные и на рынке за 6–8 рублей, большие парные сани стоили 8 рублей, а окованные и ошинованные выездные — около 12–17 рублей. Самым дорогим товаром считались тщательно сработанные, изящно и качественно раскрашенные небольшие сани «для легкой езды», цена на них доходила до 18–25 рублей.

В создании саней самая сложная часть — изготовление полозьев. Материалом для них служила береза. Сначала ее слегка очищали топором, затем распаривали в бане или «черной» избе (где топили печь без вывода дыма в трубу — он поднимался к потолку и выходил в открытую дверь или специальное отверстие над нею, а затем на улицу через деревянную трубу в сенях). Распаренный ствол уже гораздо тщательнее очищали топором и специальным инструментом — скобелем. Подготовленную березу зажимали между двумя бревнами и осторожно загибали конец воротом — крутящимся механизмом, похожим на лебедку. Достигая нужного искривления, дерево ставили в распорку или связывали веревкой, и затем оставляли в согнутом состоянии до полного высыхания.

В зависимости от размера сани назывались одиночными, полуторными и парными, в зависимости от запряжки — одиночными, парными и троечными. У знатных жителей и состоятельных горожан в экипажах была «лакейская доска», где стояла прислуга (на санях из собрания музея такой доски нет).
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Сани

Время создания
конец XIX — начало XX века
Место создания
Российская империя
Размер
97x195x138 см
Техника
дерево, железо, столярная работа, ковка, токарная работа, гнутье
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%