Сапожная колодка — важный инструмент погарских сапожников (в Погаре их называли на украинский манер — шавцами). Именно колодка определяет окончательный внешний вид обуви и то, насколько она будет удобной. С помощью таких колодок шавцы шили кожаные сапоги. Изделия погарцев, по данным украинского историка Александра Лазаревского, можно было купить в городах Малороссии, Великороссии и даже в других странах. Ярмарки с продукцией погарских мастеров Лазаревский описывал в своем многотомном труде «Описание Старой Малороссии».
Сапожные колодки отличались по размерам — от маленьких детских до крупных мужских. Также они имели разную конструкцию. Встречались и цельные приспособления, и разборные. У последних отдельно изготавливались детали носка и пятки. Такая конструкция позволяла лучше удерживать материал при пошиве. До середины XIX века для правой и левой ноги обычно использовались одни и те же колодки, поэтому обувь можно было носить на любой ноге.
Колодки применяли в работе и шаповалы — ремесленники, которые валяли шапки из шерсти. Шаповалы тоже объединялись в цеха. Известно, что в 1780 году в Погаре насчитывалось шесть мастеров-шаповалов. Шавской (сапожный) цех был одним из крупных: в том же 1780 году в цеху работали 60 сапожников и 21 кожевник. В начале XIX века сапожный цех в Погаре стал еще больше: в него входили 89 семей — 203 мужчины и 230 женщин.
Считалось, что покровителем ремесленников был Святой Афанасий, поэтому сапожники ходили на службу в храм, освященный во имя этого святого. Ремесленники объединялись в братства, которые имели собственные знаки и знаменные хоругви — укрепленные на длинных древках большие полотнища с изображением святых. Вместе со священниками цеховики управляли церковным имуществом, приобретали братские жилища, в которых проводили заседания и праздничные дни святых. При церкви ремесленники открывали школы для детей и богадельни «для присмотра бедных и калек, питающихся подаянием и милостынею». Цеховые традиции в Погаре сохранялись почти до середины XIX века.
Сапожные колодки отличались по размерам — от маленьких детских до крупных мужских. Также они имели разную конструкцию. Встречались и цельные приспособления, и разборные. У последних отдельно изготавливались детали носка и пятки. Такая конструкция позволяла лучше удерживать материал при пошиве. До середины XIX века для правой и левой ноги обычно использовались одни и те же колодки, поэтому обувь можно было носить на любой ноге.
Колодки применяли в работе и шаповалы — ремесленники, которые валяли шапки из шерсти. Шаповалы тоже объединялись в цеха. Известно, что в 1780 году в Погаре насчитывалось шесть мастеров-шаповалов. Шавской (сапожный) цех был одним из крупных: в том же 1780 году в цеху работали 60 сапожников и 21 кожевник. В начале XIX века сапожный цех в Погаре стал еще больше: в него входили 89 семей — 203 мужчины и 230 женщин.
Считалось, что покровителем ремесленников был Святой Афанасий, поэтому сапожники ходили на службу в храм, освященный во имя этого святого. Ремесленники объединялись в братства, которые имели собственные знаки и знаменные хоругви — укрепленные на длинных древках большие полотнища с изображением святых. Вместе со священниками цеховики управляли церковным имуществом, приобретали братские жилища, в которых проводили заседания и праздничные дни святых. При церкви ремесленники открывали школы для детей и богадельни «для присмотра бедных и калек, питающихся подаянием и милостынею». Цеховые традиции в Погаре сохранялись почти до середины XIX века.