Костюм женский и юр ной
Время создания
Первая треть XX века
Место создания
Ижемский район
Техника
ткань, пошив; сукно, бисер, ткань, вышивка бисером, стеклярусом, жемчугом
Коллекция
0
Открыть в приложении#1
Костюм женский («ань паськӧм»). «Юр ной» — головной убор невесты. Ижемские коми
#3
#2
Принадлежал Ануфриевой (в девичестве Филипповой) Марии Николаевне. Родилась 20 июня 1912 г. в селе Ижма. Мария Николаевна работала в колхозе. Муж, Ануфриев Никонор Николаевич, занимался оленеводством. 13 февраля 1945 г. погиб на фронте под Кенигсбергом.
Представленный сарафан сшит её бабушкой Анастасией Тимофеевной (1880 года рождения). Анастасия Тимофеевна «приготовила приданое всем пятерым дочерям: по 5 сарафанов на дочь.
Одежда коми-ижемцев, самой северной этнографической группы коми-зырян, разительно отличается от более южных коми. В суровых северных условиях не успевает вызревать лён — основное сырьё для изготовления тканей. Поэтому одежду ижемцы шили из покупных тканей, стараясь одеть своих жен и дочерей, по возможности в дорогие восточные ткани — шелк, парчу, благо такая возможность имелась у многих, поскольку ижемцы занимаясь оленеводством нажили немалые капиталы.
Главный праздник ижемцев, где можно продемонстрировать свои наряды — «Луд», проводящийся в первое воскресение июля. «Луд» — это массовый хоровод «Ворота», игры, песенные, плясовые и спортивные состязания. Во время гуляния проходит конкурс «Хоровод невест», где девушки показывают умение носить народный костюм (а дорогие наряды ижемки носить умеют!) и знание традиционной культуры коми-ижемцев.
Местное название: «сарапан».
Представленный сарафан сшит её бабушкой Анастасией Тимофеевной (1880 года рождения). Анастасия Тимофеевна «приготовила приданое всем пятерым дочерям: по 5 сарафанов на дочь.
Одежда коми-ижемцев, самой северной этнографической группы коми-зырян, разительно отличается от более южных коми. В суровых северных условиях не успевает вызревать лён — основное сырьё для изготовления тканей. Поэтому одежду ижемцы шили из покупных тканей, стараясь одеть своих жен и дочерей, по возможности в дорогие восточные ткани — шелк, парчу, благо такая возможность имелась у многих, поскольку ижемцы занимаясь оленеводством нажили немалые капиталы.
Главный праздник ижемцев, где можно продемонстрировать свои наряды — «Луд», проводящийся в первое воскресение июля. «Луд» — это массовый хоровод «Ворота», игры, песенные, плясовые и спортивные состязания. Во время гуляния проходит конкурс «Хоровод невест», где девушки показывают умение носить народный костюм (а дорогие наряды ижемки носить умеют!) и знание традиционной культуры коми-ижемцев.
Местное название: «сарапан».
#9
Юр ной
#4
«Юр ной» — головной убор невесты. Ижемские коми
#5
«Юр ной» (коми «юр» — голова, «ной» — сукно) — один из пяти головных уборов ижемского свадебного обряда. Это головная повязка шириной около 10 см из красного сукна с твердой передней частью на берестяной основе, расшитой разноцветным бисером, стеклярусом, речным жемчугом и пуговицами.
Схема узоров на всех головных уборах такого типа одинакова (фото 1). Вся плоскость очелья делится на четыре части при помощи овалов, в которые вписаны геометрические фигуры. Между кругами — розетки из стекляруса с радиально отходящими во все стороны лучами. Этот головной убор не только чрезвычайно красив, но и глубоко символичен. Этнограф О. Н. Смирнова интерпретирует композицию орнамента как «сочетание изображений мужских и женских фигур, соединенных разными способами. ˂…˃ легко определить соединения горизонтального ряда: в двух случаях мужчину и женщину связывает солярный знак — солнце с лучами, в свою очередь, обе пары соединены изображением круга. Такие же изображения круга замыкают композицию справа и слева». Эти круги, по мнению Ольги Николаевны, обозначают начало и завершение цикла жизни, а вся символика в целом подчеркивает значимость духовного и душевного единства пары.
В первый раз этот свадебный головной убор невеста надевала на голову во время рукобитья — как подтверждение согласия жениха и невесты, их семей на создание новой семьи. Второй раз — перед венчанием в составе сложного головного убора, объединявшего «юр ной», меховой ободок и шаль. После венчания вновь проходила смена головного убора уже на головной убор замужней женщины. А «юр ной» оставляли и бережно хранили в семье как образ счастливого брака, вышитый на красной ленте венца.
Схема узоров на всех головных уборах такого типа одинакова (фото 1). Вся плоскость очелья делится на четыре части при помощи овалов, в которые вписаны геометрические фигуры. Между кругами — розетки из стекляруса с радиально отходящими во все стороны лучами. Этот головной убор не только чрезвычайно красив, но и глубоко символичен. Этнограф О. Н. Смирнова интерпретирует композицию орнамента как «сочетание изображений мужских и женских фигур, соединенных разными способами. ˂…˃ легко определить соединения горизонтального ряда: в двух случаях мужчину и женщину связывает солярный знак — солнце с лучами, в свою очередь, обе пары соединены изображением круга. Такие же изображения круга замыкают композицию справа и слева». Эти круги, по мнению Ольги Николаевны, обозначают начало и завершение цикла жизни, а вся символика в целом подчеркивает значимость духовного и душевного единства пары.
В первый раз этот свадебный головной убор невеста надевала на голову во время рукобитья — как подтверждение согласия жениха и невесты, их семей на создание новой семьи. Второй раз — перед венчанием в составе сложного головного убора, объединявшего «юр ной», меховой ободок и шаль. После венчания вновь проходила смена головного убора уже на головной убор замужней женщины. А «юр ной» оставляли и бережно хранили в семье как образ счастливого брака, вышитый на красной ленте венца.
#8
Ижемка. Вторая половина ХХ века. Коми АССР.
Автор съемки: Кмит Г. В.
Автор съемки: Кмит Г. В.
читать дальшескрыть
Костюм женский и юр ной
Время создания
Первая треть XX века
Место создания
Ижемский район
Техника
ткань, пошив; сукно, бисер, ткань, вышивка бисером, стеклярусом, жемчугом
Коллекция
0

Открыть в приложении
Поделиться