Культура народов Алтая тесно связана с природой, которая дарит и вдохновение, и материалы для музицирования. Звуки икили, топшура и других аутентичных инструментов напоминают напевы дождя, ветра, голоса животных.
Один из древнейших алтайских духовых инструментов — шоор, тип продольной флейты без боковых отверстий. Китайские эксперты считают прототипом тувинского шоора «китайский музыкальный инструмент „хуцзя“, который имеет 1600-летнюю историю… [шоор] так давно появился, что [его] называют в Китае „музыкальной окаменелостью“» (Международное радио Китая). Сами алтайцы приписывают инструменту из героического эпоса «Маадай-Кара» божественное происхождение.
Шооры мастерят из высохших (осенних) пустотелых стеблей зонтичного растения, которое называют комургай (или пучка). Размер инструмента зависит от длины вытянутой руки исполнителя, в среднем — 50–80 сантиметров, диаметр колеблется от 1,5 до 3 сантиметров. Узкий конец стебля срезают прямо, широкий — косо.
Во время игры шоор прижимают широким концом к верхним зубам в правой стороне рта. Звук регулируется силой дыхания и открыванием-закрыванием выходного отверстия на корпусе. На шооре можно получить звуки в пределах октавы и более. Искусные исполнители владеют техникой игры расщепленными тонами, выдувая даже двух- и трехзвучия.
Игра на шооре сопровождает важные события в жизни алтайцев, а также поминовение усопших: считается, что звуки этого инструмента слышат в потустороннем мире. Особенно любят инструмент пастухи и чабаны: «тувинцы исполняли для [коров и баранов] и диких животных мелодии на шооре… Иногда животные даже забывают кушать, внимательно слушая шоор» (со слов тувинки Тайван Международному радио Китая).
Существует несколько легенд о происхождении шоора. По одной из них, его создал пастух, услышав, как звучит на ветру тростник-«залат». По другой, изобретение принадлежало юноше, который не мог жениться на любимой девушке из-за своего низкого происхождения; сделав тростниковую флейту, он очаровал игрой на ней родителей невесты и добился своего. Третья легенда рассказывает о человеке, который, возвращаясь к родному дому, каждый раз находил его разрушенным и однажды подхватил песнь ветра, гулявшего в развалинах.
Представленный шоор из цельного куска кедра — авторское изделие руки музыкального мастера Михаила Афанасьевича Наурчакова.