В музее хранится скрипка, изготовленная мастером — трубчанином в 1985 году. Передана им в музей в 1989 г. При её изготовлении он использовал ель, клён, вишню. На скрипке мастера учились играть учащиеся музыкальной школы г. Трубчевск.
Скрипка — струнно-смычковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами, настроенными по квинтам. Основные характеристики скрипки: корпус традиционно изготавливается из клёна, верхняя дека — из ели или красного дерева; четыре струны настроены по квинтам (соль, ре, ля, ми); диапазон широкий — от соль малой октавы до си третьей октавы; звук извлекается смычком, натянутым белым конским волосом.
Скрипка обладает выразительным, поющим звучанием, которое может передавать разные эмоции — от печали и нежности до страсти и ярости. Будучи универсальным инструментом, скрипка широко применяется в различных жанрах — от классических симфоний до джаза и рок-музыки.
Современная скрипка была разработана в Северной Италии в XVI веке. Первые скрипки, имеющие четыре струны и близкие по форме к современным, были созданы в мастерских таких известных лютье, как Андреа Амати из города Кремона. Его работа продолжалась последующими поколениями мастеров, включая Антонио Страдивари и семейство Гварнери, которые достигли вершин в качестве и количестве созданных инструментов.
Первые упоминания о скрипке содержатся в русских летописях и других источниках XVII века. Например, дошло описание утраченной фрески Грановитой палаты в Кремле, которое оставил живописец Симон Ушаков. Его сохранил в своей книге «Материалы для истории, археологии и статистики Москвы» историк и археолог Иван Забелин. Согласно описанию, на фреске были изображены народные музыканты, играющие «в гусли и в скрыпки, и в свирели, и в волынки, и в домры». Также, скрипка была изображена на одном из рисунков в «Букваре» Кариона Истомина 1692 года.
В конце XVII века по приказу царя Алексея Михайловича построили «Комедийную хоромину». В этом первом в России театральном здании ставили спектакли на религиозные и светские темы. Для музыкального сопровождения набрали инструментальный коллектив певцов и музыкантов ― капеллу, куда вошли и скрипачи.
XVIII век стал временем развития русского профессионального скрипичного исполнительства. Часть скрипачей-профессионалов происходила из крепостных, часть ― из городской мещанской прослойки. Самыми известными музыкантами того времени были Иван Хандошкин, Василий Пашкевич, Николай Поморский и Иван Яблочкин.
В течение первой половины XIX века неуклонно шло развитие русских профессиональных кадров музыкантов, происходил их качественный рост. Сформировалась довольно значительная группа скрипачей — концертантов, мастерство которых находилось на высоком уровне.
Характерной чертой исполнительского стиля современных музыкантов становится стилистическое разнообразие, постоянное расширение границ стиля и жанра. Джаз, рок, этно, поп, хип-хоп дополняют классический стиль, проявляясь как на уровне интерпретации произведения, так и в имидже музыканта.