Среди наиболее почитаемых святых Русского Севера выделяется Николай Можайский. Почти в каждом храме находились его изображения, поэтому статуи святого Николая являются одной из наиболее многочисленных групп в коллекции скульптуры Сольвычегодского музея-заповедника.
Это особое отношение связано с самой спецификой местности. Образ святого Николая — защитника воинов, путешественников и мореплавателей — как нельзя более подходил для людей, которые осваивали огромные территории Сибири и Урала.
Сольвычегодский святой Николай изображен в иконографии «Николая Можайского». Пропорции фигуры слегка приземисты, но гармоничны. Он одет в темно-зеленый стихарь — богослужебное облачение — со светлыми поручами, которые предназначались для стягивания рукавов.
Подол стихаря украшен неширокими красными и охристыми полосами. На правом боку — палица светло-охристого цвета, вышитая крестами. Епитрахиль — длинная лента, огибающая шею — в тон и цвет палицы по краям декорирована строчкой «жемчуга» и шестью цветными кистями внизу.
Верхнее богослужебное облачение фелонь снаружи и внутри имеет крестчатый орнамент. Спереди край фелони отогнут и приподнимается на груди и над локтевыми сгибами рук. Отогнутый край фелони был деталью, характерной для изображений святого Николая в период с XVI по XVII век.
Еще одной специфической деталью этого периода является массивный нимб за головой святого. Его плоскость декорирована сетчатым орнаментом, в каждой клетке которого создано геометризированное соцветие.
Голова святого Николая вытянутой формы, с высоким лбом. Четко выраженные глубокие глазницы с бровями округлой формы, крупные выпуклые миндалевидные глаза, удлиненный прямой нос исполнены простым выразительным пластическим приемом, характерным для монументально-декоративной пластики. Борода средней длины и усы решены не расчлененным на пряди единым объемом.
Пряди волос автор наметил светло-серыми мазками по более темной подложке. От центра головы он распределил волосы небольшим кругом, далее они спускаются на затылок и уши. На основании этих характерных художественных приемов можно датировать данное произведение XVII столетием.