Копия
Согласно описям монастырского имущества, образ Спаса Смоленского с преподобными Сергием Радонежским и Кириллом Белозерским появился в местном ряду иконостаса Успенского собора в 1668 году и стоял справа от Царских врат. Вероятно, икона была создана московским мастером и является вкладной. Одновременно для иконы был изготовлен серебряный золочёный чеканный оклад, сохранившийся до наших дней.
Иконография образа известна на Руси с начала XVI века. По преданию, в 1514 году в честь возвращения русскими войсками Смоленска великий князь Василий III распорядился поместить на Спасских воротах Московского Кремля икону Спаса во весь рост. В 1521 году ее заменили на новую, на которой были изображены припадающие к ногам Иисуса Христа преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский — особопочитаемые в московской земле святые. Изображение на кирилловской иконе Сергия Радонежского с Кириллом Белозерским имело, по всей вероятности, подобное значение: преп. Кириллу поклонялись как основателю и небесному покровителю обители, преп. Сергий почитался как покровитель и защитник всей русской земли и как духовный наставник Кирилла. Как свидетельствует Житие, Кирилл Белозерский принял постриг в Московском Симоновом монастыре, основателем которого был племянник Сергия Радонежского — Фёдор. Преподобный Сергий часто посещал обитель, и Кирилл стал одним из любимейших его учеников. Сергий Радонежский, посещая Симонов монастырь, шёл первым делом в пекарню, где трудился Кирилл. Вероятно, именно под влиянием бесед со своим учителем Кирилл решился на великий духовный подвиг — ушел из монастыря на север и основал свою обитель. В 1560 году в Кирилловом монастыре была построена церковь, посвященная Сергию Радонежскому.
Икона отреставрирована в 1992 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации А. Н. Агарковым.