Память Сретения впервые появляется в богослужебном календаре иерусалимской церкви в IV веке. Правда, еще не как самостоятельный праздник, а как завершение 40 дней после Богоявления. В этот день, по Писанию, святой Иосиф Обручник и Богородица пришли в храм с Сыном, чтобы вознести благодарственную жертву за его рождение. Мария, не познавшая греха, все же приносит очистительную жертву, следуя Закону. Впоследствии над Иисусом также будут проведены все положенные Законом Моисея обряды, что утверждает его воплощение как человека. С этим же связывают другую деталь — незакрытые короткой рубашкой ножки Младенца.
В храме их встретили Анна Пророчица и святой Симеон, прозванный Богоприимцем.
Во времена царя Птолемея Симеон переводил с еврейского языка на греческий Книгу пророка Исайи и усомнился в словах «Дева… родит Сына». Однако ангел помещал ему исправить «ошибку» и обещал встречу с Мессией. Теперь, придя по вдохновению в храм, старец узнал Мессию в Младенце и, получив его благословение и пророчествовав Марии, спокойно в тот же день скончался.
Эта икона написана по пространному изводу, который был создан на основе проложных праздничных чтений. Стиль письма выдает предположительно строгановскую школу конца XVI века.
Изображения основного события дополняют поясняющие сцены: в левом нижнем углу помещен пророк Исайя, пишущий свою Книгу пророчеств; в правом нижнем — Симеон Богоприимец над переводом этой же Книги. Они изображены повернувшимися друг к другу, как бы вступающими в молчаливый диалог. Другой «диалог» происходит между верхним центральным изображением Троицы в виде Отечества и адской пастью внизу. Из пасти восстают, славя Бога, праведники в белых одеждах, грешники с дьяволом, напротив, повергаются во тьму. Верхний левый угол занимает миниатюрное изображение Богоматери Страстной, которой ангел предрекает грядущие страдания ее Сына. В правом верхнем углу иконописец показал как последствие предреченных страстей Христовых низвержение языческих идолов (падающие фигуры). Все эти смысловые пересечения складываются в общий образ единого и всеобъемлющего Замысла Божия.
В храме их встретили Анна Пророчица и святой Симеон, прозванный Богоприимцем.
Во времена царя Птолемея Симеон переводил с еврейского языка на греческий Книгу пророка Исайи и усомнился в словах «Дева… родит Сына». Однако ангел помещал ему исправить «ошибку» и обещал встречу с Мессией. Теперь, придя по вдохновению в храм, старец узнал Мессию в Младенце и, получив его благословение и пророчествовав Марии, спокойно в тот же день скончался.
Эта икона написана по пространному изводу, который был создан на основе проложных праздничных чтений. Стиль письма выдает предположительно строгановскую школу конца XVI века.
Изображения основного события дополняют поясняющие сцены: в левом нижнем углу помещен пророк Исайя, пишущий свою Книгу пророчеств; в правом нижнем — Симеон Богоприимец над переводом этой же Книги. Они изображены повернувшимися друг к другу, как бы вступающими в молчаливый диалог. Другой «диалог» происходит между верхним центральным изображением Троицы в виде Отечества и адской пастью внизу. Из пасти восстают, славя Бога, праведники в белых одеждах, грешники с дьяволом, напротив, повергаются во тьму. Верхний левый угол занимает миниатюрное изображение Богоматери Страстной, которой ангел предрекает грядущие страдания ее Сына. В правом верхнем углу иконописец показал как последствие предреченных страстей Христовых низвержение языческих идолов (падающие фигуры). Все эти смысловые пересечения складываются в общий образ единого и всеобъемлющего Замысла Божия.