Фарфоровую статуэтку «Русская кадриль» из коллекции Нижнеломовского краеведческого музея изготовили в 1968 году. Этот предмет является коллекционным экземпляром Дулёвского фарфорового завода. Скульптура изображает пару, танцующую кадриль в традиционных русских нарядах. Эту статуэтку выполнила советский скульптор-керамист Нина Александровна Малышева. Работа является интерпретированным представлением популярного танца.
Фарфоровая композиция в виде девушки и юноши с гармонью отразила веселую суть танца. Четкое соблюдение этнического формата, нарядные убранства, осанка, походка и даже выражение лиц пары передают особенности кадрили по-русски, отражая широту традиций.
Дулёвский фарфоровый завод был основан еще в 1832 году купцом Терентием Яковлевичем Кузнецовым. Предприятию потребовалось менее 20 лет, чтобы стать одним из ведущих фарфоровых заводов Российской империи. С 1889 по 1917 год фарфоровая фабрика принадлежала товариществу Матвея Сидоровича Кузнецова — внука основателя. Цехи завода оснастили новым оборудованием из Франции.
В начале XX столетия это было крупнейшее фарфоровое производство страны. Продукция завода отличалась качеством: белизна сочеталась с позолотой и насыщенным блеском глазури. Позже местные мастера начали делать акцент на самобытности, народном творчестве, национальных особенностях и традициях. Это привело к появлению особого дулевского стиля, который получил название «агашка».
После революции фабрика была национализирована. Фарфоровый завод стал известен благодаря своим крупным ярким расписным чайным сервизам. Эта продукция носила массовый характер. В 1920-х годах здесь начали выпускать и агитационный фарфор. После Великой Отечественной войны на предприятии начали уделять внимание выпуску бытового фарфора.
Прежде чем прийти на фабрику, Нина Александровна
Малышева (1914–1983) освоила самые разные профессии. Она работала токарем,
заведующей детским садом, рисовала плакаты. В 1942 году она обратилась к
керамике. К этому времени Нина Александровна уже окончила художественное
училище, имела опыт работы художественным руководителем. На Дулёвский завод она
попала в 1950 году и проработала там до конца жизни.