При раскопках в булгарских городищах археологи находят два вида керамики: лепную и гончарную. Лепная керамика — это посуда, которую создавали вручную из куска глины. Такая технология возникла 5 тысяч лет назад, она существовала в Волжской Булгарии и в домонгольский период. Гончарная технология, то есть с применением гончарного круга, стала развиваться уже после того, как это средневековое государство завоевала Золотая Орда.
И в гончарной, и в лепной керамике встречалась лощеная и нелощеная продукция. Лощением называли процесс, когда мастера натирали сосуды до зеркального блеска каким-либо гладким предметом: камнем, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. При лощении верхний слой глины становился плотным, а сам сосуд — влагопроницаемым. Блеск, приобретенный во время этого процесса, усиливался после обжига керамического изделия.
Булгары использовали разные виды глин: охристую, красную, светло-серую и даже черную. Котел, стенка которого представлена в экспозиции, предположительно изготовили из серой глины на гончарном круге.
На осколке кроме сетчатого и циркульного орнамента можно увидеть образ барса, или ирбиса. Эти животные у булгар и соседних племен на Алтае считались священными. Их обычно изображали рогатыми, в культуре кочевых племен рога — признак избранности, исключительности. Барсы у булгар олицетворяли богатство, силу, авторитет. Это слово часто добавляли к мужским татарским именам, подчеркивая силу их обладателей: Айбарс, Бай-барс, Илбарс, Янбарс. Около 20 таких имен встречается у татар и в наши дни.
Фрагменты керамики с однорогим шагающим ирбисом попадались ученым на раскопках на Болгарском городище еще в XIX веке. Судя по археологическим и нумизматическим материалам, шагающий однорогий барс был государственным знаком Волжской Болгарии: изображение этого животного наносили на монеты, торговые печати и пломбы. Записи о гербе Болгарии встречаются и в древнерусских летописях: «Печать болгарская, на ней барс идущий». Соседние племена называли Волжскую Болгарию и ее народ именем этого зверя: «барс иле» или «барсил». В современном гербе Республики Татарстан также использован образ ирбиса, но в отличие от исторического предшественника, его изображают не с рогом, а с крыльями.
И в гончарной, и в лепной керамике встречалась лощеная и нелощеная продукция. Лощением называли процесс, когда мастера натирали сосуды до зеркального блеска каким-либо гладким предметом: камнем, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. При лощении верхний слой глины становился плотным, а сам сосуд — влагопроницаемым. Блеск, приобретенный во время этого процесса, усиливался после обжига керамического изделия.
Булгары использовали разные виды глин: охристую, красную, светло-серую и даже черную. Котел, стенка которого представлена в экспозиции, предположительно изготовили из серой глины на гончарном круге.
На осколке кроме сетчатого и циркульного орнамента можно увидеть образ барса, или ирбиса. Эти животные у булгар и соседних племен на Алтае считались священными. Их обычно изображали рогатыми, в культуре кочевых племен рога — признак избранности, исключительности. Барсы у булгар олицетворяли богатство, силу, авторитет. Это слово часто добавляли к мужским татарским именам, подчеркивая силу их обладателей: Айбарс, Бай-барс, Илбарс, Янбарс. Около 20 таких имен встречается у татар и в наши дни.
Фрагменты керамики с однорогим шагающим ирбисом попадались ученым на раскопках на Болгарском городище еще в XIX веке. Судя по археологическим и нумизматическим материалам, шагающий однорогий барс был государственным знаком Волжской Болгарии: изображение этого животного наносили на монеты, торговые печати и пломбы. Записи о гербе Болгарии встречаются и в древнерусских летописях: «Печать болгарская, на ней барс идущий». Соседние племена называли Волжскую Болгарию и ее народ именем этого зверя: «барс иле» или «барсил». В современном гербе Республики Татарстан также использован образ ирбиса, но в отличие от исторического предшественника, его изображают не с рогом, а с крыльями.