Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Аудиоэкскурсия по Успенскому собору»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
#1
#2
Настенная живопись Успенского собора органично сочетается с архитектурным пространством, композиции повторяют очертания арок, сочный колорит подчёркивает пышное убранство. Стенопись собора — памятник древнерусской монументальной живописи первой половины XVII века. Из летописи известно, что роспись выполнили по указу патриаршего дьяка Никифора Шипулина, давнего вкладчика Кириллова монастыря. Он с семьёй запечатлен в юго-западной части собора у подножия трона Иисуса Христа. Роспись выполнила артель ярославских и костромских художников во главе с Иоакимом Агеевым по прозвищу Любим. Любим Агеев — родоначальник костромской иконописной школы. За роспись Успенского собора Московского Кремля он был пожалован в царские иконописцы.

Стенопись собора исполнена яичной темперой за один летний сезон. Поначалу она выполнялась как фреска — по сырому грунту, — а заканчивалась — по сухому. В ходе ремонтных работ XVIII–XIX веков часть изображений была утрачена. Роспись собора дважды поновлялась в XVIII веке, а в XIX собор был полностью переписан масляной живописью. Сегодня в основном объёме храма почти полностью раскрыты древние фрески. Роспись состоит из нескольких ярусов, сюжеты внутри которых объединены общей темой.

В куполе изображён Христос благословляющий, с Евангелием в левой руке. Его фигура почти полностью занимает собой пространство купола. Высота лика Спасителя 2,5 метра, диаметр нимба около 4-х метров. Между окнами изображены фигуры восьми праотцев. Среди них — Адам, Ной, Сиф, Енох и другие. Под ними, в основании барабана — образы основателей двенадцати колен Израилевых. В треугольных переходах купола — четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Между ними образ Спаса Нерукотворного. Его день отмечается 29 августа сразу после праздника Успения. К нему отсылает стих, расположенный по периметру купола.

На арках под куполом собора размещены сюжеты из жизни Богородицы и Иисуса Христа. Это традиционный цикл для храмов, посвящённых Пресвятой Богородице. Он повествует о жизни родителей Марии, её детстве, юности, обручении с праведным Иосифом и Благовещении. Повествование начинается сценой «Отвержение даров»: на подпружной арке справа от иконостаса изображены родители Богородицы, праведные Иоаким и Анна. Они принесли в храм двух ягнят для жертвоприношения Богу, однако священник отверг их дар, поскольку супружеская чета не имела детей. Правее представлено «Благовестие ангелов Иоакиму и Анне о рождении Девы Марии», а на противоположной стороне арки — трогательная встреча обрадованных супругов у золотых ворот.

Напротив иконостаса над аркой размещена торжественная композиция праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Композиция и стиль фрески сходны с одноимённой иконой Богородице-Рождественского собора Ферапонтова монастыря, которую также относят к произведениям Любима Агеева.

Верхний ряд протоевангельского цикла завершается сценой «Введение Богородицы во храм» в левой подпружной арке. Молясь о рождении ребенка, Иоаким и Анна дали обет посвятить его Богу. В сопровождении благочестивых родителей и юных дев с зажжёнными свечами Богородица в возрасте трёх лет вступает в открытые двери Иерусалимского храма. Священник Захария встречает её двуперстным благословением.

Нижний ряд протоевангельского цикла повествует об обручении Марии с праведным старцем Иосифом и о чудесном возвещении ей архангелом. Цикл продолжается на восточной стене храма, за иконостасом и, пройдя полный круг, заканчивается здесь же сценой «Благовещение Пресвятой Богородицы в доме Иосифа».

На противоположном склоне арки, над иконостасом, размещена иллюстрация праздника Ризоположения. Риза или погребальная одежда, по преданию принадлежавшая Пречистой Деве — одна из наиболее почитаемых христианских реликвий. В композиции стенописи она представлена в золотом ковчеге, на престоле храма Богородицы во Влахернах. Рядом изображены Константинопольский патриарх Геннадий в молении и византийский император Лев Первый. Позади них — братья Гальвий и Кандид, благодаря которым эта реликвия в V веке была доставлена в Константинополь из Палестины. Чуть левее представлена иллюстрация праздника «Похвала Богородице». В сюжете восхваляются величие и святость Пречистой Девы. Рядом с ней стоят ветхозаветные пророки.

Сцены песнопений и праздников в честь Богоматери продолжаются на стенах и на прилегающих к ним сводах. На северной стене изображён «Покров Пресвятой Богородицы», где изображено чудо явления Девы Марии в X веке во Влахернском храме Константинополя. По сторонам от «Покрова», на сводах, помещена иллюстрация молитвы в честь Богоматери «Достойно есть». Она разделена на четыре клейма. В каждом из них — образ Богородицы с младенцем Христом.

На противоположной стене собора размещена иллюстрация песнопения Иоанна Дамаскина «О Тебе радуется». В верхней части композиции изображены Богородица с младенцем в окружении ангелов, на фоне храма и райского сада. Под ней — фигура Иоанна Предтечи, по сторонам от которого представлен весь человеческий род.

На сводах расположены сцены прославления Иисуса Христа и Богородицы. На западном склоне изображен «Собор Пресвятой Богородицы» — особое празднование, отмечаемое на следующий день после Рождества Христова. Небо и земля, ангелы и народы приносят Марии с младенцем Христом благодарение за спасительное пришествие в мир Сына Божия. Напротив помещена сцена «Единородный Сыне». В центре композиции — Христос Эммануил, восседающий на огненных серафимах, с державой и свитком в руках. Его поддерживают ангелы и Бог-Отец. По правую руку от Христа изображена Богородица — дом Премудрости Божией. Напротив неё — ангел перед храмом, символ Церкви Христовой. У ног Эммануила помещена композиция «Не рыдай Мене, Мати». Ниже — Христос в образе воина, победившего смерть. Напротив него представлена сама фигура смерти.

Тема праздников и гимнов завершается циклом Акафиста — хвалебного песнопения в честь Богородицы. Одно из изображений Акафиста относится к молитве «Странное рождество видевше». Она имеет особое значение в истории Кирилло-Белозерского монастыря. Согласно Житию, когда Кирилл читал эту молитву, он услышал голос Пречистой Девы, которая и указала ему путь на Белоозеро.

На столпах собора представлены святые в лике преподобных. В том числе Кирилл и Ферапонт Белозерские. На внутренних гранях столпов — образы «Спаса Смоленского с предстоящими» и «Богоматери Печерской». Нижний ярус стен по традиции занимают пелены с травным орнаментом, как дань ушедшему византийскому обычаю украшать стены храма драгоценными тканями.

Завершая осмотр стенописи Успенского собора, обратите внимание на композицию, расположенную в углублении арки за иконостасом. Перед вами — наиболее важная сцена росписи, образ храмового праздника Успения Богородицы. Вместе с несколькими соседними композициями восточной стены она оказалась частично скрыта конструкцией иконостаса при его перестройке в XVIII веке. В центре композиции изображен смертный одр Девы Марии. Над ложем возвышается фигура Христа в золотых одеждах. Он держит на руках душу Богоматери в виде спелёнатого младенца. На своде арки — апостолы на облаках. Ангелы доставили их в Иерусалим со всех концов Земли, чтобы проститься с Марией, они показаны на фреске дважды. Сама Богородица также предстаёт в композиции несколько раз — на своде арки она изображена возносящейся в облачной славе. Ангелы переносят Богоматерь сквозь открытые небесные врата в райский чертог.


читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%