Настенная живопись Успенского собора органично сочетается с архитектурным пространством, композиции повторяют очертания арок, сочный колорит подчёркивает пышное убранство. Стенопись собора — памятник древнерусской монументальной живописи первой половины XVII века. Из летописи известно, что роспись выполнили по указу патриаршего дьяка Никифора Шипулина, давнего вкладчика Кириллова монастыря. Он с семьёй запечатлен в юго-западной части собора у подножия трона Иисуса Христа. Роспись выполнила артель ярославских и костромских художников во главе с Иоакимом Агеевым по прозвищу Любим. Любим Агеев — родоначальник костромской иконописной школы. За роспись Успенского собора Московского Кремля он был пожалован в царские иконописцы.
Стенопись собора исполнена яичной темперой за один летний сезон. Поначалу она выполнялась как фреска — по сырому грунту, — а заканчивалась — по сухому. В ходе ремонтных работ XVIII–XIX веков часть изображений была утрачена. Роспись собора дважды поновлялась в XVIII веке, а в XIX собор был полностью переписан масляной живописью. Сегодня в основном объёме храма почти полностью раскрыты древние фрески. Роспись состоит из нескольких ярусов, сюжеты внутри которых объединены общей темой.
В куполе изображён Христос благословляющий, с Евангелием в левой руке. Его фигура почти полностью занимает собой пространство купола. Высота лика Спасителя 2,5 метра, диаметр нимба около 4-х метров. Между окнами изображены фигуры восьми праотцев. Среди них — Адам, Ной, Сиф, Енох и другие. Под ними, в основании барабана — образы основателей двенадцати колен Израилевых. В треугольных переходах купола — четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Между ними образ Спаса Нерукотворного. Его день отмечается 29 августа сразу после праздника Успения. К нему отсылает стих, расположенный по периметру купола.
На арках под куполом собора размещены сюжеты из жизни Богородицы и Иисуса Христа. Это традиционный цикл для храмов, посвящённых Пресвятой Богородице. Он повествует о жизни родителей Марии, её детстве, юности, обручении с праведным Иосифом и Благовещении. Повествование начинается сценой «Отвержение даров»: на подпружной арке справа от иконостаса изображены родители Богородицы, праведные Иоаким и Анна. Они принесли в храм двух ягнят для жертвоприношения Богу, однако священник отверг их дар, поскольку супружеская чета не имела детей. Правее представлено «Благовестие ангелов Иоакиму и Анне о рождении Девы Марии», а на противоположной стороне арки — трогательная встреча обрадованных супругов у золотых ворот.
Напротив иконостаса над аркой размещена торжественная композиция праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Композиция и стиль фрески сходны с одноимённой иконой Богородице-Рождественского собора Ферапонтова монастыря, которую также относят к произведениям Любима Агеева.
Верхний ряд протоевангельского цикла завершается сценой «Введение Богородицы во храм» в левой подпружной арке. Молясь о рождении ребенка, Иоаким и Анна дали обет посвятить его Богу. В сопровождении благочестивых родителей и юных дев с зажжёнными свечами Богородица в возрасте трёх лет вступает в открытые двери Иерусалимского храма. Священник Захария встречает её двуперстным благословением.
Нижний ряд протоевангельского цикла повествует об обручении Марии с праведным старцем Иосифом и о чудесном возвещении ей архангелом. Цикл продолжается на восточной стене храма, за иконостасом и, пройдя полный круг, заканчивается здесь же сценой «Благовещение Пресвятой Богородицы в доме Иосифа».
На противоположном склоне арки, над иконостасом, размещена иллюстрация праздника Ризоположения. Риза или погребальная одежда, по преданию принадлежавшая Пречистой Деве — одна из наиболее почитаемых христианских реликвий. В композиции стенописи она представлена в золотом ковчеге, на престоле храма Богородицы во Влахернах. Рядом изображены Константинопольский патриарх Геннадий в молении и византийский император Лев Первый. Позади них — братья Гальвий и Кандид, благодаря которым эта реликвия в V веке была доставлена в Константинополь из Палестины. Чуть левее представлена иллюстрация праздника «Похвала Богородице». В сюжете восхваляются величие и святость Пречистой Девы. Рядом с ней стоят ветхозаветные пророки.
Сцены песнопений и праздников в честь Богоматери продолжаются на стенах и на прилегающих к ним сводах. На северной стене изображён «Покров Пресвятой Богородицы», где изображено чудо явления Девы Марии в X веке во Влахернском храме Константинополя. По сторонам от «Покрова», на сводах, помещена иллюстрация молитвы в честь Богоматери «Достойно есть». Она разделена на четыре клейма. В каждом из них — образ Богородицы с младенцем Христом.
На противоположной стене собора размещена иллюстрация песнопения Иоанна Дамаскина «О Тебе радуется». В верхней части композиции изображены Богородица с младенцем в окружении ангелов, на фоне храма и райского сада. Под ней — фигура Иоанна Предтечи, по сторонам от которого представлен весь человеческий род.
На сводах расположены сцены прославления Иисуса Христа и Богородицы. На западном склоне изображен «Собор Пресвятой Богородицы» — особое празднование, отмечаемое на следующий день после Рождества Христова. Небо и земля, ангелы и народы приносят Марии с младенцем Христом благодарение за спасительное пришествие в мир Сына Божия. Напротив помещена сцена «Единородный Сыне». В центре композиции — Христос Эммануил, восседающий на огненных серафимах, с державой и свитком в руках. Его поддерживают ангелы и Бог-Отец. По правую руку от Христа изображена Богородица — дом Премудрости Божией. Напротив неё — ангел перед храмом, символ Церкви Христовой. У ног Эммануила помещена композиция «Не рыдай Мене, Мати». Ниже — Христос в образе воина, победившего смерть. Напротив него представлена сама фигура смерти.
Тема праздников и гимнов завершается циклом Акафиста — хвалебного песнопения в честь Богородицы. Одно из изображений Акафиста относится к молитве «Странное рождество видевше». Она имеет особое значение в истории Кирилло-Белозерского монастыря. Согласно Житию, когда Кирилл читал эту молитву, он услышал голос Пречистой Девы, которая и указала ему путь на Белоозеро.
На столпах собора представлены святые в лике преподобных. В том числе Кирилл и Ферапонт Белозерские. На внутренних гранях столпов — образы «Спаса Смоленского с предстоящими» и «Богоматери Печерской». Нижний ярус стен по традиции занимают пелены с травным орнаментом, как дань ушедшему византийскому обычаю украшать стены храма драгоценными тканями.
Завершая осмотр стенописи Успенского собора, обратите внимание на композицию, расположенную в углублении арки за иконостасом. Перед вами — наиболее важная сцена росписи, образ храмового праздника Успения Богородицы. Вместе с несколькими соседними композициями восточной стены она оказалась частично скрыта конструкцией иконостаса при его перестройке в XVIII веке. В центре композиции изображен смертный одр Девы Марии. Над ложем возвышается фигура Христа в золотых одеждах. Он держит на руках душу Богоматери в виде спелёнатого младенца. На своде арки — апостолы на облаках. Ангелы доставили их в Иерусалим со всех концов Земли, чтобы проститься с Марией, они показаны на фреске дважды. Сама Богородица также предстаёт в композиции несколько раз — на своде арки она изображена возносящейся в облачной славе. Ангелы переносят Богоматерь сквозь открытые небесные врата в райский чертог.
Стенопись собора исполнена яичной темперой за один летний сезон. Поначалу она выполнялась как фреска — по сырому грунту, — а заканчивалась — по сухому. В ходе ремонтных работ XVIII–XIX веков часть изображений была утрачена. Роспись собора дважды поновлялась в XVIII веке, а в XIX собор был полностью переписан масляной живописью. Сегодня в основном объёме храма почти полностью раскрыты древние фрески. Роспись состоит из нескольких ярусов, сюжеты внутри которых объединены общей темой.
В куполе изображён Христос благословляющий, с Евангелием в левой руке. Его фигура почти полностью занимает собой пространство купола. Высота лика Спасителя 2,5 метра, диаметр нимба около 4-х метров. Между окнами изображены фигуры восьми праотцев. Среди них — Адам, Ной, Сиф, Енох и другие. Под ними, в основании барабана — образы основателей двенадцати колен Израилевых. В треугольных переходах купола — четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Между ними образ Спаса Нерукотворного. Его день отмечается 29 августа сразу после праздника Успения. К нему отсылает стих, расположенный по периметру купола.
На арках под куполом собора размещены сюжеты из жизни Богородицы и Иисуса Христа. Это традиционный цикл для храмов, посвящённых Пресвятой Богородице. Он повествует о жизни родителей Марии, её детстве, юности, обручении с праведным Иосифом и Благовещении. Повествование начинается сценой «Отвержение даров»: на подпружной арке справа от иконостаса изображены родители Богородицы, праведные Иоаким и Анна. Они принесли в храм двух ягнят для жертвоприношения Богу, однако священник отверг их дар, поскольку супружеская чета не имела детей. Правее представлено «Благовестие ангелов Иоакиму и Анне о рождении Девы Марии», а на противоположной стороне арки — трогательная встреча обрадованных супругов у золотых ворот.
Напротив иконостаса над аркой размещена торжественная композиция праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Композиция и стиль фрески сходны с одноимённой иконой Богородице-Рождественского собора Ферапонтова монастыря, которую также относят к произведениям Любима Агеева.
Верхний ряд протоевангельского цикла завершается сценой «Введение Богородицы во храм» в левой подпружной арке. Молясь о рождении ребенка, Иоаким и Анна дали обет посвятить его Богу. В сопровождении благочестивых родителей и юных дев с зажжёнными свечами Богородица в возрасте трёх лет вступает в открытые двери Иерусалимского храма. Священник Захария встречает её двуперстным благословением.
Нижний ряд протоевангельского цикла повествует об обручении Марии с праведным старцем Иосифом и о чудесном возвещении ей архангелом. Цикл продолжается на восточной стене храма, за иконостасом и, пройдя полный круг, заканчивается здесь же сценой «Благовещение Пресвятой Богородицы в доме Иосифа».
На противоположном склоне арки, над иконостасом, размещена иллюстрация праздника Ризоположения. Риза или погребальная одежда, по преданию принадлежавшая Пречистой Деве — одна из наиболее почитаемых христианских реликвий. В композиции стенописи она представлена в золотом ковчеге, на престоле храма Богородицы во Влахернах. Рядом изображены Константинопольский патриарх Геннадий в молении и византийский император Лев Первый. Позади них — братья Гальвий и Кандид, благодаря которым эта реликвия в V веке была доставлена в Константинополь из Палестины. Чуть левее представлена иллюстрация праздника «Похвала Богородице». В сюжете восхваляются величие и святость Пречистой Девы. Рядом с ней стоят ветхозаветные пророки.
Сцены песнопений и праздников в честь Богоматери продолжаются на стенах и на прилегающих к ним сводах. На северной стене изображён «Покров Пресвятой Богородицы», где изображено чудо явления Девы Марии в X веке во Влахернском храме Константинополя. По сторонам от «Покрова», на сводах, помещена иллюстрация молитвы в честь Богоматери «Достойно есть». Она разделена на четыре клейма. В каждом из них — образ Богородицы с младенцем Христом.
На противоположной стене собора размещена иллюстрация песнопения Иоанна Дамаскина «О Тебе радуется». В верхней части композиции изображены Богородица с младенцем в окружении ангелов, на фоне храма и райского сада. Под ней — фигура Иоанна Предтечи, по сторонам от которого представлен весь человеческий род.
На сводах расположены сцены прославления Иисуса Христа и Богородицы. На западном склоне изображен «Собор Пресвятой Богородицы» — особое празднование, отмечаемое на следующий день после Рождества Христова. Небо и земля, ангелы и народы приносят Марии с младенцем Христом благодарение за спасительное пришествие в мир Сына Божия. Напротив помещена сцена «Единородный Сыне». В центре композиции — Христос Эммануил, восседающий на огненных серафимах, с державой и свитком в руках. Его поддерживают ангелы и Бог-Отец. По правую руку от Христа изображена Богородица — дом Премудрости Божией. Напротив неё — ангел перед храмом, символ Церкви Христовой. У ног Эммануила помещена композиция «Не рыдай Мене, Мати». Ниже — Христос в образе воина, победившего смерть. Напротив него представлена сама фигура смерти.
Тема праздников и гимнов завершается циклом Акафиста — хвалебного песнопения в честь Богородицы. Одно из изображений Акафиста относится к молитве «Странное рождество видевше». Она имеет особое значение в истории Кирилло-Белозерского монастыря. Согласно Житию, когда Кирилл читал эту молитву, он услышал голос Пречистой Девы, которая и указала ему путь на Белоозеро.
На столпах собора представлены святые в лике преподобных. В том числе Кирилл и Ферапонт Белозерские. На внутренних гранях столпов — образы «Спаса Смоленского с предстоящими» и «Богоматери Печерской». Нижний ярус стен по традиции занимают пелены с травным орнаментом, как дань ушедшему византийскому обычаю украшать стены храма драгоценными тканями.
Завершая осмотр стенописи Успенского собора, обратите внимание на композицию, расположенную в углублении арки за иконостасом. Перед вами — наиболее важная сцена росписи, образ храмового праздника Успения Богородицы. Вместе с несколькими соседними композициями восточной стены она оказалась частично скрыта конструкцией иконостаса при его перестройке в XVIII веке. В центре композиции изображен смертный одр Девы Марии. Над ложем возвышается фигура Христа в золотых одеждах. Он держит на руках душу Богоматери в виде спелёнатого младенца. На своде арки — апостолы на облаках. Ангелы доставили их в Иерусалим со всех концов Земли, чтобы проститься с Марией, они показаны на фреске дважды. Сама Богородица также предстаёт в композиции несколько раз — на своде арки она изображена возносящейся в облачной славе. Ангелы переносят Богоматерь сквозь открытые небесные врата в райский чертог.