Первым источником огня для человека был костер: возле него грелись, на нем готовили пищу. Позже стали появляться факелы и лучины — тонкие сухие щепки, которыми растапливали печи и освещали жилище. Для использования лучин требовалась специальная подставка — светец.
Светец представлял собой металлический зажим, в него и вставляли щепу. Когда именно впервые создали это приспособление, достоверно установить не удалось.
Вначале устройство состояло только из одного зажима, позже их количество увеличилось. Светец с несколькими лучинами лучше освещал помещение — это было важно, например, во время прядения нитей. Чтобы из-за падающих угольков не возник пожар, светец устанавливали в емкость с водой или песком.
Уренские мастера изготавливали светцы методом кузнечной сварки. Сначала выковывали две пластины, а затем сваривали их с одной стороны. Сырьем для этого устройства могло выступать как кричное железо, так и сталь. Кричное железо получали в сыродутных печах, когда древесный уголь перемешивали с рудой и поджигали. В таком железе содержалось большое количество шлаков.
С течением времени светец превратился в художественное изделие. Каждый кузнец старался сделать свою продукцию особенной: зажимы завивали, украшали кованым узором, превращали в павлиний хвост или перья жар-птицы. Верхнюю часть светца стали называть лучинником. Его очертания повторяли на церковных оградах и наличниках дворцовых окон.
Такие изделия археологи отыскали не только на территории Уренского района. При раскопках во многих регионах России и Восточной Европы обнаружены аналогичные образцы. В крестьянском быту светец сохранялся вплоть до начала XX века.
Светец представлял собой металлический зажим, в него и вставляли щепу. Когда именно впервые создали это приспособление, достоверно установить не удалось.
Вначале устройство состояло только из одного зажима, позже их количество увеличилось. Светец с несколькими лучинами лучше освещал помещение — это было важно, например, во время прядения нитей. Чтобы из-за падающих угольков не возник пожар, светец устанавливали в емкость с водой или песком.
Уренские мастера изготавливали светцы методом кузнечной сварки. Сначала выковывали две пластины, а затем сваривали их с одной стороны. Сырьем для этого устройства могло выступать как кричное железо, так и сталь. Кричное железо получали в сыродутных печах, когда древесный уголь перемешивали с рудой и поджигали. В таком железе содержалось большое количество шлаков.
С течением времени светец превратился в художественное изделие. Каждый кузнец старался сделать свою продукцию особенной: зажимы завивали, украшали кованым узором, превращали в павлиний хвост или перья жар-птицы. Верхнюю часть светца стали называть лучинником. Его очертания повторяли на церковных оградах и наличниках дворцовых окон.
Такие изделия археологи отыскали не только на территории Уренского района. При раскопках во многих регионах России и Восточной Европы обнаружены аналогичные образцы. В крестьянском быту светец сохранялся вплоть до начала XX века.