Тувинцы издавна разводили лошадей — их использовали для верховой езды и перевозки грузов, а еще считали верными друзьями и помощниками и воспевали в фольклоре.
Тувинские лошади удобны в хозяйстве: они считались неприхотливыми, не требовали особого ухода, могли самостоятельно добывать корм круглый год, даже из-под глубокого снега. Для их содержания не строили специальных помещений — лишь обычные загоны с навесами или даже просто с ограждениями. На лошадях передвигались по относительно ровной, долинной части Тувы. Там, где кони не могли пройти, — в тайге, предгорьях или по глубокому снегу — тувинцы ездили на оленях.
В комплект конской сбруи входил аркан. Его могли плести из конских волос или волос сарлыка — крупного полудикого яка. Аркан из кожи назывался сыдым. Он представлял собой круглую в разрезе эластичную веревку толщиной примерно в сантиметр, на конце которой была плетеная петля. Кожаные арканы условно можно было разделить на однослойные и двуслойные. Первые делали из шкуры с шеи быка или марала, а вторые — из шкур домашних животных. Двухслойные арканы считали более прочными. Длина обычно составляла 7–9 маховых саженей (кулаш) — это около 12 метров. Каждый арканщик мог варьировать ее в зависимости от длины собственных рук — так аркан было удобней сматывать перед броском.
Перед тем как оседлать коня, который вырос на воле в табуне, его нужно было сначала поймать. Для этих целей и использовали сыдым. Этот процесс тувинцы называли шалбалаар.
Ловить коней арканом приходилось каждый раз после того, как их на время отпускали на отдых в табун. В основном пастухи кидали аркан с земли, набрасывая его на шею. Но могли и пустить арканную петлю по земле, захватывая передние ноги бегущего животного. Существовало около 12 способов стреноживания.
Иногда веревку бросали, находясь верхом на другой лошади. Тогда один ее конец прикрепляли к седлу. Аркан заводили под седло с левой стороны, протягивали под брюхом лошади, затем по левому стремени и закрепляли на передней луке седла. Такой способ назывался тапчор.
Тувинские лошади удобны в хозяйстве: они считались неприхотливыми, не требовали особого ухода, могли самостоятельно добывать корм круглый год, даже из-под глубокого снега. Для их содержания не строили специальных помещений — лишь обычные загоны с навесами или даже просто с ограждениями. На лошадях передвигались по относительно ровной, долинной части Тувы. Там, где кони не могли пройти, — в тайге, предгорьях или по глубокому снегу — тувинцы ездили на оленях.
В комплект конской сбруи входил аркан. Его могли плести из конских волос или волос сарлыка — крупного полудикого яка. Аркан из кожи назывался сыдым. Он представлял собой круглую в разрезе эластичную веревку толщиной примерно в сантиметр, на конце которой была плетеная петля. Кожаные арканы условно можно было разделить на однослойные и двуслойные. Первые делали из шкуры с шеи быка или марала, а вторые — из шкур домашних животных. Двухслойные арканы считали более прочными. Длина обычно составляла 7–9 маховых саженей (кулаш) — это около 12 метров. Каждый арканщик мог варьировать ее в зависимости от длины собственных рук — так аркан было удобней сматывать перед броском.
Перед тем как оседлать коня, который вырос на воле в табуне, его нужно было сначала поймать. Для этих целей и использовали сыдым. Этот процесс тувинцы называли шалбалаар.
Ловить коней арканом приходилось каждый раз после того, как их на время отпускали на отдых в табун. В основном пастухи кидали аркан с земли, набрасывая его на шею. Но могли и пустить арканную петлю по земле, захватывая передние ноги бегущего животного. Существовало около 12 способов стреноживания.
Иногда веревку бросали, находясь верхом на другой лошади. Тогда один ее конец прикрепляли к седлу. Аркан заводили под седло с левой стороны, протягивали под брюхом лошади, затем по левому стремени и закрепляли на передней луке седла. Такой способ назывался тапчор.