Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Этносы Саяно-Алтая»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Мать и дитя

Время создания
XIX век
Место создания
Тува
Размер
12,4x5,3 см
Техника
агальматолит, резьба
1
Открыть в приложении
#1
Мать и дитя
#2
В Туве сохранилось и продолжает развиваться одно из самых редких камнерезных искусств — резьба по агальматолиту. Этот камень добывают в горах Бай-Тайги на западе республики.
 
Агальматолит — это непрозрачный декоративный минерал, разновидность пирофиллита. Его название происходит от греческих слов agalma — изваяние, статуя — и lithos — камень. Термин «агальматолит» был введен в минералогическую номенклатуру в 1797 году. В селе Кызыл-Даг, которое находится неподалеку от его месторождения, минерал называют чонар-даш — «поделочный камень».
 
Агальматолиты бывают белыми и серыми с зеленоватыми и желтоватыми оттенками. Реже встречаются разновидности красного и даже темно-вишневого цвета. Еще одно название — восковой камень, или жировик, — агальматолит получил за гладкую, «мыльную» поверхность. Благодаря ей мягкий минерал легко обрабатывать простым ножом или резцом.
 
Традиционно у тувинцев высочайшей ценностью считалось желание иметь детей. Поэтому одной из самых распространенных тем в камнерезном искусстве стали мотивы семьи и любви к детям. Агальматолитовая статуэтка из коллекции музея относится к фигуркам подобного типа.
 
Фигурка была изготовлена в XIX веке. Она изображает мужчину и женщину, которая держит на руках грудного ребенка. С момента рождения детей в тувинской семье забота о них была в основном женской обязанностью.
 
Лица мужчины и женщины, так же как и некоторые детали одежды, резчик наметил условно. Подобные фигурки создавали подчеркнуто декоративными, а потому детали подробно не прорабатывали. Однако статуэтка симметрична и уравновешенна. А в образах угадываются определенные национальные черты — например, одна заплетенная коса у мужчины. Такая прическа называлась «кежеге», ее заплетали всем мальчикам в возрасте трех лет.
 
Также в тувинском камнерезном искусстве были распространены фигурки животных, мифических существ, бытовые, исторические или фольклорные сценки. Из агальматолита вырезали детские игрушки и разные предметы быта: крюки для подвешивания детских колыбелей (кавай), чашки и тушечницы — специальные коробочки, в которых смешивали чернила с водой. Особое место занимала ритуальная скульптура: изображения буддийских божеств, буддийские атрибуты и символы.
#5
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Мать и дитя

Время создания
XIX век
Место создания
Тува
Размер
12,4x5,3 см
Техника
агальматолит, резьба
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%