В Туве сохранилось и продолжает развиваться одно из самых редких камнерезных искусств — резьба по агальматолиту. Этот камень добывают в горах Бай-Тайги на западе республики.
Агальматолит — это непрозрачный декоративный минерал, разновидность пирофиллита. Его название происходит от греческих слов agalma — изваяние, статуя — и lithos — камень. Термин «агальматолит» был введен в минералогическую номенклатуру в 1797 году. В селе Кызыл-Даг, которое находится неподалеку от его месторождения, минерал называют чонар-даш — «поделочный камень».
Агальматолиты бывают белыми и серыми с зеленоватыми и желтоватыми оттенками. Реже встречаются разновидности красного и даже темно-вишневого цвета. Еще одно название — восковой камень, или жировик, — агальматолит получил за гладкую, «мыльную» поверхность. Благодаря ей мягкий минерал легко обрабатывать простым ножом или резцом.
Традиционно у тувинцев высочайшей ценностью считалось желание иметь детей. Поэтому одной из самых распространенных тем в камнерезном искусстве стали мотивы семьи и любви к детям. Агальматолитовая статуэтка из коллекции музея относится к фигуркам подобного типа.
Фигурка была изготовлена в XIX веке. Она изображает мужчину и женщину, которая держит на руках грудного ребенка. С момента рождения детей в тувинской семье забота о них была в основном женской обязанностью.
Лица мужчины и женщины, так же как и некоторые детали одежды, резчик наметил условно. Подобные фигурки создавали подчеркнуто декоративными, а потому детали подробно не прорабатывали. Однако статуэтка симметрична и уравновешенна. А в образах угадываются определенные национальные черты — например, одна заплетенная коса у мужчины. Такая прическа называлась «кежеге», ее заплетали всем мальчикам в возрасте трех лет.
Также в тувинском камнерезном искусстве были распространены фигурки животных, мифических существ, бытовые, исторические или фольклорные сценки. Из агальматолита вырезали детские игрушки и разные предметы быта: крюки для подвешивания детских колыбелей (кавай), чашки и тушечницы — специальные коробочки, в которых смешивали чернила с водой. Особое место занимала ритуальная скульптура: изображения буддийских божеств, буддийские атрибуты и символы.
Агальматолит — это непрозрачный декоративный минерал, разновидность пирофиллита. Его название происходит от греческих слов agalma — изваяние, статуя — и lithos — камень. Термин «агальматолит» был введен в минералогическую номенклатуру в 1797 году. В селе Кызыл-Даг, которое находится неподалеку от его месторождения, минерал называют чонар-даш — «поделочный камень».
Агальматолиты бывают белыми и серыми с зеленоватыми и желтоватыми оттенками. Реже встречаются разновидности красного и даже темно-вишневого цвета. Еще одно название — восковой камень, или жировик, — агальматолит получил за гладкую, «мыльную» поверхность. Благодаря ей мягкий минерал легко обрабатывать простым ножом или резцом.
Традиционно у тувинцев высочайшей ценностью считалось желание иметь детей. Поэтому одной из самых распространенных тем в камнерезном искусстве стали мотивы семьи и любви к детям. Агальматолитовая статуэтка из коллекции музея относится к фигуркам подобного типа.
Фигурка была изготовлена в XIX веке. Она изображает мужчину и женщину, которая держит на руках грудного ребенка. С момента рождения детей в тувинской семье забота о них была в основном женской обязанностью.
Лица мужчины и женщины, так же как и некоторые детали одежды, резчик наметил условно. Подобные фигурки создавали подчеркнуто декоративными, а потому детали подробно не прорабатывали. Однако статуэтка симметрична и уравновешенна. А в образах угадываются определенные национальные черты — например, одна заплетенная коса у мужчины. Такая прическа называлась «кежеге», ее заплетали всем мальчикам в возрасте трех лет.
Также в тувинском камнерезном искусстве были распространены фигурки животных, мифических существ, бытовые, исторические или фольклорные сценки. Из агальматолита вырезали детские игрушки и разные предметы быта: крюки для подвешивания детских колыбелей (кавай), чашки и тушечницы — специальные коробочки, в которых смешивали чернила с водой. Особое место занимала ритуальная скульптура: изображения буддийских божеств, буддийские атрибуты и символы.