Буддизм оказал большое влияние на традиционную культуру тувинцев. Это религиозное течение проникло в свадебные, родильные, погребальные обряды, отразилось на календарных праздниках и народной медицине.
Местный шаманизм тоже испытал на себе влияние буддизма, с которым они сосуществовали на протяжении нескольких столетий.
Первая волна буддизма пришла на территорию Тувы в IX веке, в период Уйгурского каганата. В XIII–XIV веках Тува входила в состав Монгольской империи — к этому времени относятся самые ранние буддийские храмы, которые обнаружили в Туве археологи.
Во второй половине XVIII века, после разгрома Джунгарского ханства войсками империи Цин, Тува попала под власть маньчжуров. В это время появились монгольские ламы-миссионеры, представители Гелуг («желтой веры»). Это тибетская школа, где особое внимание уделялось монашеским практикам и дисциплине.
В 1770-х годах в Туве построили первые стационарные буддийские монастыри. Во второй половине XIX века они появились уже в каждой тувинской области — кожууне. В этот период активно развивались торговые и культурные связи с южными районами российской Сибири, в том числе и с Енисейской губернией.
Из Тувы купцы, путешественники и исследователи привозили предметы, которые отражали бытовой уклад и верования южных соседей. Многие артефакты дарили Минусинскому публичному музею. Так в коллекции оказалась и статуэтка Дхармапалы Хаягрива.
Экспонат изготовили в одном из тувинских буддийских монастырей (хуруээ) в конце XIX века. Хаягрива буквально переводится как «имеющий шею лошади». Название связано с представлением о лошадях как о священных животных. Хаягрива — это образ просветленного существа, идам. Обычно их изображали со многими руками, головами и глазами. Идамы могли быть радостными, мирными или гневными.
Дхармапалы — гневные божества из Варджаяны (эзотерической системы позднего буддизма). Они защищают Учение Будды и каждого практикующего буддиста. Божеств относят к семейству Будды Амитабхи, который был самым известным из Пяти Будд мудрости.
Существует 108 форм представления (воплощения) Хаягривы. Джармапалу изображают с одной человеческой головой, а с его тела свисают одна или две змеи. В волосах помещают небольшую лошадиную голову. Обычно Хаягрива держит в руках символические буддийские предметы: жезл, стрелу, лотос, чашу из черепа — капалу — или другие.
Местный шаманизм тоже испытал на себе влияние буддизма, с которым они сосуществовали на протяжении нескольких столетий.
Первая волна буддизма пришла на территорию Тувы в IX веке, в период Уйгурского каганата. В XIII–XIV веках Тува входила в состав Монгольской империи — к этому времени относятся самые ранние буддийские храмы, которые обнаружили в Туве археологи.
Во второй половине XVIII века, после разгрома Джунгарского ханства войсками империи Цин, Тува попала под власть маньчжуров. В это время появились монгольские ламы-миссионеры, представители Гелуг («желтой веры»). Это тибетская школа, где особое внимание уделялось монашеским практикам и дисциплине.
В 1770-х годах в Туве построили первые стационарные буддийские монастыри. Во второй половине XIX века они появились уже в каждой тувинской области — кожууне. В этот период активно развивались торговые и культурные связи с южными районами российской Сибири, в том числе и с Енисейской губернией.
Из Тувы купцы, путешественники и исследователи привозили предметы, которые отражали бытовой уклад и верования южных соседей. Многие артефакты дарили Минусинскому публичному музею. Так в коллекции оказалась и статуэтка Дхармапалы Хаягрива.
Экспонат изготовили в одном из тувинских буддийских монастырей (хуруээ) в конце XIX века. Хаягрива буквально переводится как «имеющий шею лошади». Название связано с представлением о лошадях как о священных животных. Хаягрива — это образ просветленного существа, идам. Обычно их изображали со многими руками, головами и глазами. Идамы могли быть радостными, мирными или гневными.
Дхармапалы — гневные божества из Варджаяны (эзотерической системы позднего буддизма). Они защищают Учение Будды и каждого практикующего буддиста. Божеств относят к семейству Будды Амитабхи, который был самым известным из Пяти Будд мудрости.
Существует 108 форм представления (воплощения) Хаягривы. Джармапалу изображают с одной человеческой головой, а с его тела свисают одна или две змеи. В волосах помещают небольшую лошадиную голову. Обычно Хаягрива держит в руках символические буддийские предметы: жезл, стрелу, лотос, чашу из черепа — капалу — или другие.
По толкованиям, гнев Хаягривы возникает из сочувствия, а направлен он на причины страданий. Считается, что основное умение этого божества — исцеление недугов, особенно болезней кожи. Среди них и проказа, которую могут насылать Наги, змееподобные мифические существа. В народном буддизме у тибетцев и монголов образ Хаягривы связан с мирским благом — якобы он приумножает стада лошадей.