В XIX — начале XX века скотоводы Хакасии, которые не знали грамоты, пользовались древней системой счета. Они обозначали числа знаками, которые напоминали римские цифры. Символы вырезали на специальной четырехгранной деревянной бирке. В длину такие бруски были 40-50 сантиметров, в ширину два-три сантиметра, а в толщину — около одного.
Счетные бирки существовали на всей территории Хакасии, но именовались по-разному. У качинцев они носили название «рубас», по-кызыльски слово звучало как «ругаш», по-сагайски как «киртигec» или «сиребе», а по-бельтырски — «кирсен».
По сути, рубас были своего рода распиской, которую составляли между собой пастух и хозяин животных. Знаки на лицевой стороне бирки назывались «сирт» и обозначали количество голов в стаде, которое сдали пастуху на выпас. Символы на обороте указывали, сколько животных хозяин получил назад. На боковой части бирки значилось количество павшего скота.
Обычно такую бирку расщепляли пополам. Одну ее половину чабан — пастух — оставлял себе, а вторая оставалась у владельца отары. Если нужно было уточнить, сколько животных сдали пастуху на выпас, две половины соединяли и сверяли цифры.
Иногда вместо одной бирки делали по две — одинаковых размеров и с одними и теми же цифрами. Одна из них оставалась у хозяина, а другую отдавали пастуху. Чтобы ни хозяин, ни пастух не запутались, на каждой такой бирке в конце последних расчетов вырезали точку, двоеточие или специальные знаки. Они означали, что окончательно поголовье уже подсчитали.
Хозяин отары обычно вырезал на бирке свою тамгу — знак собственности. Такие символы встречаются, например, на камнях с древнетюркскими текстами, которые были найдены в Южной Сибири. Тамги также обозначали принадлежность к определенному роду.
Благодаря простой счетной системе, которую использовали на рубас, хакасы знали простые арифметические действия: вычитание (хызырарга), сложение (хозарга), умножение (хатирга) и деление (полерге). Однако хакасская система цифровых знаков была несовершенной, громоздкой и в основном годилась только для счета скота.
Счетные бирки существовали на всей территории Хакасии, но именовались по-разному. У качинцев они носили название «рубас», по-кызыльски слово звучало как «ругаш», по-сагайски как «киртигec» или «сиребе», а по-бельтырски — «кирсен».
По сути, рубас были своего рода распиской, которую составляли между собой пастух и хозяин животных. Знаки на лицевой стороне бирки назывались «сирт» и обозначали количество голов в стаде, которое сдали пастуху на выпас. Символы на обороте указывали, сколько животных хозяин получил назад. На боковой части бирки значилось количество павшего скота.
Обычно такую бирку расщепляли пополам. Одну ее половину чабан — пастух — оставлял себе, а вторая оставалась у владельца отары. Если нужно было уточнить, сколько животных сдали пастуху на выпас, две половины соединяли и сверяли цифры.
Иногда вместо одной бирки делали по две — одинаковых размеров и с одними и теми же цифрами. Одна из них оставалась у хозяина, а другую отдавали пастуху. Чтобы ни хозяин, ни пастух не запутались, на каждой такой бирке в конце последних расчетов вырезали точку, двоеточие или специальные знаки. Они означали, что окончательно поголовье уже подсчитали.
Хозяин отары обычно вырезал на бирке свою тамгу — знак собственности. Такие символы встречаются, например, на камнях с древнетюркскими текстами, которые были найдены в Южной Сибири. Тамги также обозначали принадлежность к определенному роду.
Благодаря простой счетной системе, которую использовали на рубас, хакасы знали простые арифметические действия: вычитание (хызырарга), сложение (хозарга), умножение (хатирга) и деление (полерге). Однако хакасская система цифровых знаков была несовершенной, громоздкой и в основном годилась только для счета скота.