Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Стрелецкий мир»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#3
Пуговица
#1
В России пуговица имела не только утилитарное, но и ритуальное значение. Этот предмет может считаться самым распространенным оберегом. В полую пуговицу могли поместить камушек или жемчужину: люди верили, что такой импровизированный бубенчик был способен отпугнуть злых духов. Некоторые исследователи полагают, что предмет получил свое название именно благодаря такой «пугающей» роли.

В коллекции музея «Смоленская крепость» собрано несколько старинных русских пуговиц, некоторые из них представлены на выставке «Стрелецкий мiр». Этот экземпляр представляет собой пуговицу «на миндальное дело», то есть такую, которая напоминает по форме миндаль. Ювелиры в XVI–XVIII веках изготавливали также пуговицы «на грушевое дело», «на жлудевое», «на кедровое и «на шатровое».

Две половины этой «миндальной» пуговицы были спаяны мастером воедино. Затем он выгравировал узор на боковой поверхности предмета, при этом легкая полая конструкция одновременно получилась прочной. Мастер также нанес растительный орнамент на лицевую часть пуговицы, к верхнему ее краю присоединил петлю. Конкретно этот элемент одежды был изготовлен из привозных материалов: ни серебра, ни золота в XVII столетии в России не добывали. Эти металлы поставляли из Западной Европы.

При этом заметный дефицит привозных материалов не мог удержать русских мастеров и их непосредственных заказчиков от применения излюбленного позолоченного серебра. Мужской костюм в XVII веке не уступал по яркости и пышности женскому одеянию, что для обывателя нашего времени выглядело бы непривычно.

Есть упоминания, что в XIV веке на костюме богемских аристократов мастера могли расположить до 500 пуговиц. На русский кафтан полагалось нашивать от 3 до 19 таких элементов. В то же время шуба могла застегиваться количеством пуговиц от 8 до 15 штук.

Самое большое их количество дозволялось иметь на царском одеянии. Как известно, на одном из костюмов Ивана Грозного блистали 68 золотых пуговиц. Таким образом подчеркивался высокий царский статус.
#2
Наименование: Пуговица
Размеры: 2,5×1,3 см
Коллекция: Смоленская крепость
Правообладатель изображений: Смоленская крепость
#7
Пуговица
#4
В экспозиции Смоленской крепости «Стрелецкий мiр», в особой витрине, которую сотрудники посвятили теме женских украшений, представлена коллекция пуговиц из богатых одеяний XVII столетия.

Это самостоятельные произведения ювелирного искусства, которые не потускнели и сохранили свою яркость. Они были изготовлены из драгоценных металлов — золота и серебра. Такие предметы служили декором как женского, так и мужского костюма.

Особое внимание привлекает крупная шаровидная пуговица, которая была спаяна из драгоценной проволоки. За счет ажурной конструкции пуговица имеет небольшой вес. С учетом того, что при создании богатого облачения мастера могли использовать до 17–19 пуговиц, облегчение их общего веса было важной задачей.

Нижняя половина предмета была намеренно сделана ювелиром чуть тяжелее, это позволяло сохранить общую ориентацию пуговицы. Зубчатый поясок, который охватывает шаровидный объем пуговицы посередине, одновременно служит своеобразным ребром жесткости и сохраняет геометрию изделия. Таким образом, мастер одновременно выступил еще и в роли конструктора. Крупная петля позволяла пришить пуговицу к костюму.

Обилие золота стало отличительной чертой русского парадного костюма XVI–XVII веков. Тяжелые ткани, в том числе с металлическими нитями, выглядели торжественно, но несколько замедляли движения бояр и князей. Лишь Пётр I по возвращении из Великого посольства отменил пышные придворные наряды.

Отличительной особенностью представленной в экспозиции пуговицы являются зерни — так называются мелкие металлические шарики диаметром до 0,4 мм, которые мастера напаивали на основу изделия целыми дорожками или сложным узором. Блеск зерни создавал игру света. Эта техника художественной обработки металла являлась одной из самых экономичных, сберегала и время мастера, и сам драгоценный материал.

Нередко в пуговицы также вставлялись драгоценные камни или жемчуг. Предметы из экспозиции музея лишены таких вставок, однако это не лишает их вид показной яркости. Обывательские костюмы горожан и мещан имели медные или серебряные пуговицы меньшего размера.
#5
Наименование: Пуговица
Размеры: 4×3,2 см
Коллекция: Смоленская крепость
Правообладатель изображений: Смоленская крепость
#6
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Две пуговицы

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%