В России пуговица имела не только утилитарное, но и ритуальное значение. Этот предмет может считаться самым распространенным оберегом. В полую пуговицу могли поместить камушек или жемчужину: люди верили, что такой импровизированный бубенчик был способен отпугнуть злых духов. Некоторые исследователи полагают, что предмет получил свое название именно благодаря такой «пугающей» роли.
В коллекции музея «Смоленская крепость» собрано несколько старинных русских пуговиц, некоторые из них представлены на выставке «Стрелецкий мiр». Этот экземпляр представляет собой пуговицу «на миндальное дело», то есть такую, которая напоминает по форме миндаль. Ювелиры в XVI–XVIII веках изготавливали также пуговицы «на грушевое дело», «на жлудевое», «на кедровое и «на шатровое».
Две половины этой «миндальной» пуговицы были спаяны мастером воедино. Затем он выгравировал узор на боковой поверхности предмета, при этом легкая полая конструкция одновременно получилась прочной. Мастер также нанес растительный орнамент на лицевую часть пуговицы, к верхнему ее краю присоединил петлю. Конкретно этот элемент одежды был изготовлен из привозных материалов: ни серебра, ни золота в XVII столетии в России не добывали. Эти металлы поставляли из Западной Европы.
При этом заметный дефицит привозных материалов не мог удержать русских мастеров и их непосредственных заказчиков от применения излюбленного позолоченного серебра. Мужской костюм в XVII веке не уступал по яркости и пышности женскому одеянию, что для обывателя нашего времени выглядело бы непривычно.
Есть упоминания, что в XIV веке на костюме богемских аристократов мастера могли расположить до 500 пуговиц. На русский кафтан полагалось нашивать от 3 до 19 таких элементов. В то же время шуба могла застегиваться количеством пуговиц от 8 до 15 штук.
Самое большое их количество дозволялось иметь на царском одеянии. Как известно, на одном из костюмов Ивана Грозного блистали 68 золотых пуговиц. Таким образом подчеркивался высокий царский статус.
В коллекции музея «Смоленская крепость» собрано несколько старинных русских пуговиц, некоторые из них представлены на выставке «Стрелецкий мiр». Этот экземпляр представляет собой пуговицу «на миндальное дело», то есть такую, которая напоминает по форме миндаль. Ювелиры в XVI–XVIII веках изготавливали также пуговицы «на грушевое дело», «на жлудевое», «на кедровое и «на шатровое».
Две половины этой «миндальной» пуговицы были спаяны мастером воедино. Затем он выгравировал узор на боковой поверхности предмета, при этом легкая полая конструкция одновременно получилась прочной. Мастер также нанес растительный орнамент на лицевую часть пуговицы, к верхнему ее краю присоединил петлю. Конкретно этот элемент одежды был изготовлен из привозных материалов: ни серебра, ни золота в XVII столетии в России не добывали. Эти металлы поставляли из Западной Европы.
При этом заметный дефицит привозных материалов не мог удержать русских мастеров и их непосредственных заказчиков от применения излюбленного позолоченного серебра. Мужской костюм в XVII веке не уступал по яркости и пышности женскому одеянию, что для обывателя нашего времени выглядело бы непривычно.
Есть упоминания, что в XIV веке на костюме богемских аристократов мастера могли расположить до 500 пуговиц. На русский кафтан полагалось нашивать от 3 до 19 таких элементов. В то же время шуба могла застегиваться количеством пуговиц от 8 до 15 штук.
Самое большое их количество дозволялось иметь на царском одеянии. Как известно, на одном из костюмов Ивана Грозного блистали 68 золотых пуговиц. Таким образом подчеркивался высокий царский статус.