Украшения всегда были важным атрибутом традиционного женского и мужского костюма разных культур. Коренные народы Севера использовали литые фигурки из меди и латуни для декора одежды, культовых предметов, жилища, оленьей упряжи и главного средства передвижения — саней нарт. Ханты почитали металл как чистый материал и подносили его своим божествам в качестве жертвенных даров.
Потребность в нашивных и подвесных бляхах, цепочках и колокольчиках была столь велика, что послужила развитию отдельного промысла. В Сибири и на европейском Севере появлялись мастерские, которые занимались выплавкой меди и изготовлением бляшек и украшений по образцам коренных северных народов.
Несмотря на то, что отливные бляхи производились в большом количестве, цена на них была высокой. Платили за украшения пушниной — шкурками соболя, белки, куницы, лисы. Покупатели не скупились, ведь подвесные цепочки, бляхи и колокольчики служили не только декоративным оформлением, но и выполняли функцию оберега от злых духов. По старинному поверью, перезвон металла защищает хозяина украшений от враждебных сил.
Как обереги и талисманы изделия из меди использовались и в накосных украшениях. У восточных хантов женщины вплетали в волосы ленты-косоплетки, соединяющие косы. Они заканчивались тремя низками бисера и старинными бронзовыми жетонами. Девушка-невеста у северных хантов должна была иметь два накосника: маленький для повседневного ношения и накосник с металлическими подвесками, который носили в праздники, надевали в поездки и для встречи гостей.
Колокольчики применялись и на главном обряде хантов — Медвежьих игрищах. Колокольчиком оповещали конец песнопения, их привязывали к сакральной атрибутике: шапкам, халатам, специальным рамкам. При исполнении священных танцев колокольчики крепили в изгибы локтей, к шапке или платку со стороны спины.
Медные украшения передавали как родовые талисманы из поколения в поколение, благодаря чему они дошли до наших дней. Формы медных блях обычно повторяли растительные силуэты или аллегорически изображали животных.