Спиртовой утюг из коллекции музея был произведен в XIX веке в Германии. Спиртовые утюги были устроены по принципу керосиновой лампы. Сначала из утюга извлекалась горелка, в нее заливали и поджигали спирт. Когда весь стержень горелки покрывался огоньками, она вставлялась обратно в утюг.
Огонь нагревал подошву утюга равномерно приблизительно за 10 минут. По окончании работы горелку снова извлекали, огонь задували. Достоинства такого утюга заключались в том, что он быстро разогревался, работал без запаха, не производил дыма, не образовывал копоти и был совершенно безопасным.
В Российской империи такие бытовые предметы рекламировались в местных изданиях, например в журнале «Нива» Адольфа Федоровича Маркса. Несмотря на рекламу, в России эта техническая новинка не прижилась: спиртовые утюги стоили дорого и были недоступны основной массе населения. На глажку одной рубашки уходил целый стакан медицинского спирта, который можно было купить только в аптеке. Это также повлияло на то, что спиртовой утюг не пользовался популярностью.
Известно, что из Европы в Российскую империю привезли порядка 2000 таких утюгов, однако многие так и не были проданы. Цена на спиртовой утюг зависела от модели и размера. В конце XIX — начале XX века стоимость могла достигать 10 рублей. Для сравнения: комната с мебелью и отоплением в Москве сдавалась за 5 рублей в месяц. Проще было приобрести обычный угольный чугунный утюг за 1 рубль.
На рубеже столетий наличие утюга в доме считалось признаком достатка. Зачастую этот предмет выставлялся на салфетке рядом с самоваром. Утюги получали в наследство, давали в приданое. В Нижнем Ломове пользовались не только простыми моделями утюгов, но и спиртовыми.
В верхней части музейного экспоната, на
металлическом основании, была выполнена деревянная ручка в форме петли. Корпус
утюга — цельнометаллический, полый, с двумя горизонтальными рядами из 17
круглых отверстий с двух сторон. Внутри утюга расположена горелка, которая
представляет собой изогнутую трубку с отверстиями. Она имеет регулировочный
винт подачи топлива и соединена с топливным баком. Последний был изготовлен в
виде бочонка.