Для отжима и выглаживания белья в старину применяли такие парные приспособления, как валек и рубель. Валек представлял собой подобие скалки, рубель — деревянную плашку с вырезанными поперечными желобками-ребрами.
Выстиранное и отжатое, но все еще сырое белье наматывали на валек, стараясь не заходить за его края, и несколько раз с усилием прокатывали по получившемуся свертку ребристой стороной рубеля. Такая работа требовала от хозяйки немалых физических усилий, но в итоге ткань становилась не только мягкой и ровной, но и идеально чистой: вместе с водой уходили остатки грязи (выражение «не мытьем, так катаньем» отсылает именно к этому хозяйственному процессу).
Поскольку рубель должен был выдерживать большую нагрузку, изготавливали его из цельного куска твердой древесины (дуба, березы, клена, бука, рябины), вручную или на станке. С торцов инструмент аккуратно опиливали, острые углы скругляли с помощью напильника, чтобы предмет не повредил белье.
Далее на нижней поверхности плашки проводили параллельные линии с интервалом в 15 миллиметров и по ним пропиливали ложбинки глубиной около 7 миллиметров. Древесину с краев снимали стамеской по направлению пропила и формировали валики, сглаживая острые грани. Гладкую, нерабочую сторону рубеля нередко украшали затейливой резьбой.
Декор и форма рубелей различаются в зависимости от региона. Во Владимирской губернии их делали очень длинными и украшали геометрическим узором, а в Ярославской — даже объемными фигурами, которые выступали над резной плоскостью и могли использоваться в качестве дополнительной ручки.
Рубели служили не только рабочими приспособлениями, но и музыкальными инструментами — в этом случае мастерили их несколько иначе. Музыкальный рубель делали более коротким, полностью пустотелым, в одной из боковин вырезали резонаторную полость. Ребра-желобки делали более острыми, ведь они предназначались не для выжимания воды, а чтобы исполнитель водил по ним ложкой или деревянной палочкой, издавая трещание.
Сегодня музыкальный рубель не утратил своего значения: он встречается в ансамблях народных инструментов.