В 1952 году в коллекции живописных произведений Геологического музея при Доме техники появляются два пейзажа — «Зима» А. Н. Мамакина и «Лето» Л. А. Сергеенко, оба датированы 1952 годом.
Одинаковый размер картин, а также их тематика наводят на мысль о том, что директор музея Б. А. Линденер, таким образом, составляет законченный живописный цикл «Времена года», в котором уже присутствуют две картины авторства Евгения Бартольда — «Осень» (1937 года) и «Весна» (1938 -?).
Об авторе картины «Зима» Алексее Николаевиче Мамакине известно очень мало. В архивных документах сохранилась лишь производственная характеристика за подписью директора Дома техники Б. А. Линденера (дата не указана) следующего содержания:
«З/к Мамакин работает в Доме техники комбината Апатит МВД СССР художником с 4 февраля 1952 года. За этот период наряду с выполнением диаграмм и других графических работ он выполнил также для музея Дома техники несколько творческих работ маслом на холсте. К работе относится добросовестно и проявляет творческую инициативу».
Из характеристики становится понятно, что автор картины — заключённый. Более никаких сведений об этом человеке не сохранилось.
Картина «Зима» — единственная работа художника, находящаяся в собрании музея на сегодняшний день. Это — первый пример зимнего живописного пейзажа в искусстве Хибин.
зображение зимы в русском пейзаже — явление довольно позднее. Первый зимний пейзаж с натуры был написан учеником А. Венецианова Никифором Крыловым в 1827 году. Показателен тот факт, что с непростой и неисследованной задачей изображения русской зимы впервые справляется самоучка (до встречи с Венециановым Крылов занимается иконописью). Академическое русское искусство этого времени в целом рассматривало пейзаж как низкий жанр, и в приоритете был пейзаж не русский, а южный, итальянский. Отношение официального русского искусства к этой теме могут проиллюстрировать слова Карла Брюллова о зиме как о времени для живописи неподходящем: «Как ни напиши зиму, все выйдет пролитое молоко». Высказывание Брюллова характеризует специфику исполнения зимнего пейзажа и сложности (даже невозможности) изображения его главного героя — снега. Эта задача и ее решение имели свою историю. В XIX веке из современников Брюллова к изображению зимы обращался только И. К. Айвазовский.
Одинаковый размер картин, а также их тематика наводят на мысль о том, что директор музея Б. А. Линденер, таким образом, составляет законченный живописный цикл «Времена года», в котором уже присутствуют две картины авторства Евгения Бартольда — «Осень» (1937 года) и «Весна» (1938 -?).
Об авторе картины «Зима» Алексее Николаевиче Мамакине известно очень мало. В архивных документах сохранилась лишь производственная характеристика за подписью директора Дома техники Б. А. Линденера (дата не указана) следующего содержания:
«З/к Мамакин работает в Доме техники комбината Апатит МВД СССР художником с 4 февраля 1952 года. За этот период наряду с выполнением диаграмм и других графических работ он выполнил также для музея Дома техники несколько творческих работ маслом на холсте. К работе относится добросовестно и проявляет творческую инициативу».
Из характеристики становится понятно, что автор картины — заключённый. Более никаких сведений об этом человеке не сохранилось.
Картина «Зима» — единственная работа художника, находящаяся в собрании музея на сегодняшний день. Это — первый пример зимнего живописного пейзажа в искусстве Хибин.
зображение зимы в русском пейзаже — явление довольно позднее. Первый зимний пейзаж с натуры был написан учеником А. Венецианова Никифором Крыловым в 1827 году. Показателен тот факт, что с непростой и неисследованной задачей изображения русской зимы впервые справляется самоучка (до встречи с Венециановым Крылов занимается иконописью). Академическое русское искусство этого времени в целом рассматривало пейзаж как низкий жанр, и в приоритете был пейзаж не русский, а южный, итальянский. Отношение официального русского искусства к этой теме могут проиллюстрировать слова Карла Брюллова о зиме как о времени для живописи неподходящем: «Как ни напиши зиму, все выйдет пролитое молоко». Высказывание Брюллова характеризует специфику исполнения зимнего пейзажа и сложности (даже невозможности) изображения его главного героя — снега. Эта задача и ее решение имели свою историю. В XIX веке из современников Брюллова к изображению зимы обращался только И. К. Айвазовский.
Ситуация изменяется во второй половине XIX века, с творчеством художников-передвижников, реалистов, имевших своё отношение к теме русской природы, в том числе — природы зимней, образ которой мы можем встретить в творчестве А. Писемского, Л. Шишкина, А. Васнецова. Вместе с тем, в это время тема зимнего пейзажа в отечественном искусстве все еще остается немногословной, неразработанной. Новую страницу в истории зимнего пейзажа открывает рубеж XIX–XX веков, благодаря революционным открытиям французских импрессионистов и творчеству их русских последователей. К теме зимы начинают обращаться художники, для которых принципиальное значение имеют эффекты цвета, света и тоновых соотношений (И. Грабарь и Н. Крымов). Снег в этом случае — большое поле для живописных экспериментов.
Отдельно следует упомянуть пейзаж арктический, связанный с историей освоения Крайнего Севера. Первым подлинным певцом Севера стал А. Борисов, ученик И. Шишкина и А. Куинджи, тот, кто первым «увидел в природе Крайнего Севера нечто в высшей степени достойное осмысления и отображения. То, что ранее казалось безликим, туманным, обрело ясные очертания. Более того, в Арктике обнаружились для живописи такие стороны, которых лишена природа более южных широт. Это касается и пейзажных мотивов, и освещения, и красочной палитры».
Кульминационной точкой истории развития художественного освоения Севера стал Хибинский пейзаж. В конце 30-х годов, благодаря творчеству Е. Бартольда появляются первые пейзажные изображения Хибин. В это же время ленинградский художник В. Фёдоров пишет картину «Приезд С. М. Кирова в Хибины», где мы впервые можем видеть зимний хибинский пейзаж в качестве декорации изображаемого события. Дальнейшая художественная практика в Хибинах была прервана войной и возобновилась в конце 40-х — нач. 50-х годов, когда и был создан первый пример чистого зимнего хибинского пейзажа авторства Алексея Мамакина «Зима в Хибинах».
Название картины обобщено, лишено топонимических названий, но, тем не менее, главный её герой вполне узнаваем — это гора Юкспорр (в переводе с лопарского — «гора, изогнутая луком»). Таким образом, в целом на картине изображен вид на посёлок Кукисвумчорр, находящийся в окружении гор Юкспорр (справа), Кукисвумчорр (слева) и Саами (Апатитовая) (сзади). Однако ни самого поселка, ни следов какой-либо деятельности рудника мы не наблюдаем. Гора Апатитовая изображена в своем первозданном виде (тогда как благодаря промышленным разработкам часть ее уже была обрушена), на месте посёлка — снега и лес. В этом смысле Мамакин продолжает натуралистическую традицию Е. Бартольда, изображающего Хибины без какого-либо присутствия или вмешательства человека.
Произведение Мамакина — эпичный зимний пейзаж, решенный и в цветовом, и в композиционном отношении очень грамотно (мы не знаем, имел ли художник профессиональное образование). Весьма скупыми художественными средствами автору удалось решить колористическую проблему «пролитого молока», не прибегая к использованию контрастных тоновых решений или разнообразию цветовых оттенков. Пейзаж с точки зрения цвета очень «ровный», но при этом лишенный скучного однообразия.
Впоследствии эта эпическая линия хибинского пейзажа будет продолжена в творчестве апатитских и кировских художников, главным образом, Н. Владимирова.
Отдельно следует упомянуть пейзаж арктический, связанный с историей освоения Крайнего Севера. Первым подлинным певцом Севера стал А. Борисов, ученик И. Шишкина и А. Куинджи, тот, кто первым «увидел в природе Крайнего Севера нечто в высшей степени достойное осмысления и отображения. То, что ранее казалось безликим, туманным, обрело ясные очертания. Более того, в Арктике обнаружились для живописи такие стороны, которых лишена природа более южных широт. Это касается и пейзажных мотивов, и освещения, и красочной палитры».
Кульминационной точкой истории развития художественного освоения Севера стал Хибинский пейзаж. В конце 30-х годов, благодаря творчеству Е. Бартольда появляются первые пейзажные изображения Хибин. В это же время ленинградский художник В. Фёдоров пишет картину «Приезд С. М. Кирова в Хибины», где мы впервые можем видеть зимний хибинский пейзаж в качестве декорации изображаемого события. Дальнейшая художественная практика в Хибинах была прервана войной и возобновилась в конце 40-х — нач. 50-х годов, когда и был создан первый пример чистого зимнего хибинского пейзажа авторства Алексея Мамакина «Зима в Хибинах».
Название картины обобщено, лишено топонимических названий, но, тем не менее, главный её герой вполне узнаваем — это гора Юкспорр (в переводе с лопарского — «гора, изогнутая луком»). Таким образом, в целом на картине изображен вид на посёлок Кукисвумчорр, находящийся в окружении гор Юкспорр (справа), Кукисвумчорр (слева) и Саами (Апатитовая) (сзади). Однако ни самого поселка, ни следов какой-либо деятельности рудника мы не наблюдаем. Гора Апатитовая изображена в своем первозданном виде (тогда как благодаря промышленным разработкам часть ее уже была обрушена), на месте посёлка — снега и лес. В этом смысле Мамакин продолжает натуралистическую традицию Е. Бартольда, изображающего Хибины без какого-либо присутствия или вмешательства человека.
Произведение Мамакина — эпичный зимний пейзаж, решенный и в цветовом, и в композиционном отношении очень грамотно (мы не знаем, имел ли художник профессиональное образование). Весьма скупыми художественными средствами автору удалось решить колористическую проблему «пролитого молока», не прибегая к использованию контрастных тоновых решений или разнообразию цветовых оттенков. Пейзаж с точки зрения цвета очень «ровный», но при этом лишенный скучного однообразия.
Впоследствии эта эпическая линия хибинского пейзажа будет продолжена в творчестве апатитских и кировских художников, главным образом, Н. Владимирова.
Автор текста: Ксения Колобова