Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Хибины и Кольский полуостров в живописи»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Зима в Хибинах

Время создания
1952
Место создания
Кировск, Мурманская область
Размер
116x165 см
Техника
холст, масло
2
Открыть в приложении
#1
В 1952 году в коллекции живописных произведений Геологического музея при Доме техники появляются два пейзажа — «Зима» А. Н. Мамакина и «Лето» Л. А. Сергеенко, оба датированы 1952 годом.
Одинаковый размер картин, а также их тематика наводят на мысль о том, что директор музея Б. А. Линденер, таким образом, составляет законченный живописный цикл «Времена года», в котором уже присутствуют две картины авторства Евгения Бартольда — «Осень» (1937 года) и «Весна» (1938 -?).
Об авторе картины «Зима» Алексее Николаевиче Мамакине известно очень мало. В архивных документах сохранилась лишь производственная характеристика за подписью директора Дома техники Б. А. Линденера (дата не указана) следующего содержания:

«З/к Мамакин работает в Доме техники комбината Апатит МВД СССР художником с 4 февраля 1952 года. За этот период наряду с выполнением диаграмм и других графических работ он выполнил также для музея Дома техники несколько творческих работ маслом на холсте. К работе относится добросовестно и проявляет творческую инициативу».

Из характеристики становится понятно, что автор картины — заключённый. Более никаких сведений об этом человеке не сохранилось.

Картина «Зима» — единственная работа художника, находящаяся в собрании музея на сегодняшний день. Это — первый пример зимнего живописного пейзажа в искусстве Хибин.
зображение зимы в русском пейзаже — явление довольно позднее. Первый зимний пейзаж с натуры был написан учеником А. Венецианова Никифором Крыловым в 1827 году. Показателен тот факт, что с непростой и неисследованной задачей изображения русской зимы впервые справляется самоучка (до встречи с Венециановым Крылов занимается иконописью). Академическое русское искусство этого времени в целом рассматривало пейзаж как низкий жанр, и в приоритете был пейзаж не русский, а южный, итальянский. Отношение официального русского искусства к этой теме могут проиллюстрировать слова Карла Брюллова о зиме как о времени для живописи неподходящем: «Как ни напиши зиму, все выйдет пролитое молоко». Высказывание Брюллова характеризует специфику исполнения зимнего пейзажа и сложности (даже невозможности) изображения его главного героя — снега. Эта задача и ее решение имели свою историю. В XIX веке из современников Брюллова к изображению зимы обращался только И. К. Айвазовский.

Ситуация изменяется во второй половине XIX века, с творчеством художников-передвижников, реалистов, имевших своё отношение к теме русской природы, в том числе — природы зимней, образ которой мы можем встретить в творчестве А. Писемского, Л. Шишкина, А. Васнецова. Вместе с тем, в это время тема зимнего пейзажа в отечественном искусстве все еще остается немногословной, неразработанной. Новую страницу в истории зимнего пейзажа открывает рубеж XIX–XX веков, благодаря революционным открытиям французских импрессионистов и творчеству их русских последователей. К теме зимы начинают обращаться художники, для которых принципиальное значение имеют эффекты цвета, света и тоновых соотношений (И. Грабарь и Н. Крымов). Снег в этом случае — большое поле для живописных экспериментов.

Отдельно следует упомянуть пейзаж арктический, связанный с историей освоения Крайнего Севера. Первым подлинным певцом Севера стал А. Борисов, ученик И. Шишкина и А. Куинджи, тот, кто первым «увидел в природе Крайнего Севера нечто в высшей степени достойное осмысления и отображения. То, что ранее казалось безликим, туманным, обрело ясные очертания. Более того, в Арктике обнаружились для живописи такие стороны, которых лишена природа более южных широт. Это касается и пейзажных мотивов, и освещения, и красочной палитры». 

Кульминационной точкой истории развития художественного освоения Севера стал Хибинский пейзаж. В конце 30-х годов, благодаря творчеству Е. Бартольда появляются первые пейзажные изображения Хибин. В это же время ленинградский художник В. Фёдоров пишет картину «Приезд С. М. Кирова в Хибины», где мы впервые можем видеть зимний хибинский пейзаж в качестве декорации изображаемого события. Дальнейшая художественная практика в Хибинах была прервана войной и возобновилась в конце 40-х — нач. 50-х годов, когда и был создан первый пример чистого зимнего хибинского пейзажа авторства Алексея Мамакина «Зима в Хибинах».

Название картины обобщено, лишено топонимических названий, но, тем не менее, главный её герой вполне узнаваем — это гора Юкспорр (в переводе с лопарского — «гора, изогнутая луком»). Таким образом, в целом на картине изображен вид на посёлок Кукисвумчорр, находящийся в окружении гор Юкспорр (справа), Кукисвумчорр (слева) и Саами (Апатитовая) (сзади). Однако ни самого поселка, ни следов какой-либо деятельности рудника мы не наблюдаем. Гора Апатитовая изображена в своем первозданном виде (тогда как благодаря промышленным разработкам часть ее уже была обрушена), на месте посёлка — снега и лес. В этом смысле Мамакин продолжает натуралистическую традицию Е. Бартольда, изображающего Хибины без какого-либо присутствия или вмешательства человека.

Произведение Мамакина — эпичный зимний пейзаж, решенный и в цветовом, и в композиционном отношении очень грамотно (мы не знаем, имел ли художник профессиональное образование). Весьма скупыми художественными средствами автору удалось решить колористическую проблему «пролитого молока», не прибегая к использованию контрастных тоновых решений или разнообразию цветовых оттенков. Пейзаж с точки зрения цвета очень «ровный», но при этом лишенный скучного однообразия.
Впоследствии эта эпическая линия хибинского пейзажа будет продолжена в творчестве апатитских и кировских художников, главным образом, Н. Владимирова.

Автор текста: Ксения Колобова
читать дальшескрыть

Зима в Хибинах

Время создания
1952
Место создания
Кировск, Мурманская область
Размер
116x165 см
Техника
холст, масло
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%