Как и судьба многих его современников, судьба Евгения Бартольда оказалась трагичной. Евгений Федорович родился в 1900 году в семье петербургских интеллигентов. Отец семейства, Федор Владимирович Бартольд, был журналистом, мать посвятила себя воспитанию и образованию детей. В научных кругах наиболее известен брат отца, дядя художника — Василий Владимирович Бартольд, российский востоковед, академик Санкт-Петербургской Академии наук, основатель отечественной школы востоковедения. В семье Бартольдов было четверо детей: три брата — Евгений, Сергей и Владимир — и сестра Лидия. Из всех них только Лидия пережила годы сталинских репрессий (возможно это связано с тем, что она вышла замуж и сменила фамилию).
После революции 1905 года семья Бартольдов эмигрировала во Францию. В 1912 году они вернулись, но поселились в Финляндии, в поместье Карисальми. После революции 1917 года и отделения Финляндии от России Бартольды приняли роковое для всей семьи решение вернуться в Петроград.
После революции 1905 года семья Бартольдов эмигрировала во Францию. В 1912 году они вернулись, но поселились в Финляндии, в поместье Карисальми. После революции 1917 года и отделения Финляндии от России Бартольды приняли роковое для всей семьи решение вернуться в Петроград.
«Весна в Хибинах». Картина не имеет автографа и даты, это позволяет предположить, что она была не окончена. МВЦ «Апатит» уверен в авторстве Бартольда: «почерк Евгения Федоровича легко узнаваем в сравнении с другими работами. Он использовал одинаковую изумрудно-зеленую краску для изображения воды, использовал одинаковые краски для элементов неба и писал лес с деревьями в идентичной мазочной манере».
Сложно доподлинно сказать, была ли картина написана с натуры или представляет собой некий обобщенный образ весенних Хибин. Возможно, это место существует, и, возможно, когда-либо будет обнаружено. Предположительной год создания работы — 1938 год, прервавший вольную жизнь автора. «Весна» стала его последней работой.
Почти не вызывает сомнений тот факт, что, имея возможность жить и работать в Хибинах, Бартольд продолжил бы свои живописные занятия — возможно, закончил бы цикл «Времена года», частью которого могут считаться созданные им «Осень» и «Весна» (к идее цикличности, кроме тематики работ, отсылает и их одинаковый размер). Однако жизнь автора сложилась иначе.
Евгений Федорович был арестован 23 июня 1938 года по обвинению в проведении контрреволюционной антисоветской агитации и пропаганды. О дальнейшей его судьбе известно следующее:
14 октября 1938 года он был осужден Особой тройкой УНКВД по Ленинградской области к 10 годам лагерей. В составе ленинградского этапа он прибыл в Онежский исправительно-трудовой лагерь 5 декабря 1938 года, на следующий день был переведен в 1-е Пуксозерское отделение. Заключенные Онеглага, половина которых к 1939 году была осуждена за «контрреволюционные преступления», занимались лесозаготовками и строительством целлюлозного завода упрощенного типа на Мехреньгской лесовозной железной дороге. По-видимому, именно туда в феврале 1939 года был переведен Евгений Бартольд (согласно справке 11.02.1939 переведен в ОЛП № 2 на Мехреньгской ж. д.).
В сентябре 1939 года по подозрению в «участии в контрреволюционной шпионской группе, существовавшей в городе Кировске Мурманской области», заключенный Бартольд был этапирован из Онеглага в Мурманскую тюрьму.
Сложно доподлинно сказать, была ли картина написана с натуры или представляет собой некий обобщенный образ весенних Хибин. Возможно, это место существует, и, возможно, когда-либо будет обнаружено. Предположительной год создания работы — 1938 год, прервавший вольную жизнь автора. «Весна» стала его последней работой.
Почти не вызывает сомнений тот факт, что, имея возможность жить и работать в Хибинах, Бартольд продолжил бы свои живописные занятия — возможно, закончил бы цикл «Времена года», частью которого могут считаться созданные им «Осень» и «Весна» (к идее цикличности, кроме тематики работ, отсылает и их одинаковый размер). Однако жизнь автора сложилась иначе.
Евгений Федорович был арестован 23 июня 1938 года по обвинению в проведении контрреволюционной антисоветской агитации и пропаганды. О дальнейшей его судьбе известно следующее:
14 октября 1938 года он был осужден Особой тройкой УНКВД по Ленинградской области к 10 годам лагерей. В составе ленинградского этапа он прибыл в Онежский исправительно-трудовой лагерь 5 декабря 1938 года, на следующий день был переведен в 1-е Пуксозерское отделение. Заключенные Онеглага, половина которых к 1939 году была осуждена за «контрреволюционные преступления», занимались лесозаготовками и строительством целлюлозного завода упрощенного типа на Мехреньгской лесовозной железной дороге. По-видимому, именно туда в феврале 1939 года был переведен Евгений Бартольд (согласно справке 11.02.1939 переведен в ОЛП № 2 на Мехреньгской ж. д.).
В сентябре 1939 года по подозрению в «участии в контрреволюционной шпионской группе, существовавшей в городе Кировске Мурманской области», заключенный Бартольд был этапирован из Онеглага в Мурманскую тюрьму.